Размер:
Цвет:

Результаты обсуждения

ПРОТОКОЛ

заочного заседания Общественного совета

при Департаменте образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №2

Дата проведения:

3 июля 2018 года

Начало заседания:

в 14 часов 15 минут

Место проведения:

г.Ханты-Мансийск, ул. Чехова ,12,

конференц-зал

1.           О результатах проведения общественной экспертизы проекта федерального закона № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Решили:

Общественный совет выражают единодушное требование работников и жителей Югры не поддерживать проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий» (в ГД РФ регистрационный № 489161-7, внесён Правительством РФ 16.06.2018г) в части повышения пенсий, в том числе и льготных.

Правительство РФ рассматривает возможность повышения пенсионного возраста. В связи с этим, информируем Вас о позиции Ханты-Мансийской окружной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, согласованной с позицией Федерации Независимых Профсоюзов России.

Представленные аргументы, объясняющие причины повышения пенсионного возраста, не считаем убедительными и обоснованными, они не принимаются обществом и создали резко отрицательное отношение к данному проекту.

Профсоюзы региона, округа неоднократно высказывали свою позицию против повышения пенсионного возраста.

В данный исторический момент не выстроены социально-экономические условия для проведения пенсионной реформы.

Повышение пенсионного возраста в России преждевременно, поскольку у нас продолжительность жизни одна из самых низких среди развитых стран, да и условия труда в целом остаются тяжёлыми.

Изменение срока выхода на пенсию в более позднем возрасте не проработано ни научным, ни экспертным сообществом.

С повышением пенсионного возраста произойдут нарушения принципов равноправия в трудовых отношениях, усилится дискриминация по возрасту со стороны работодателей.

Трудоустройство и в данный момент является   проблемой как молодого поколения, так и лиц старшего возраста.

Увеличение пенсионного возраста приведёт к избытку рабочей силы, что неизбежно скажется на снижении уровня заработной платы и, в конечном счёте, на наполняемости внебюджетных фондов, в том числе, и пенсионного.

Решение повышения размера пенсий вновь предлагается за счёт работающего населения, а не работодателей.

Таким образом, Профсоюз работников образования и науки Российской Федерации формулирует свою позицию по рассматриваемому вопросу следующим образом:

-    Профсоюз работников образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа–Югры категорически против предложений Правительства РФ о повышении пенсионного возраста;

- Местными, первичными организациями Профсоюза работников народного образования и науки РФ направляются телеграммы, письма против повышения пенсионного возраста Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в Думу Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, заместителю Председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Решение принято единогласно

2.           О формировании общественного совета при Департаменте образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по проведению независимой оценки качества образования.

Решили:

1.             Сформировать Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры при Департаменте образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

2.             Включить в состав общественного совета по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями образования при Департаменте образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

1.             Горбачева Светлана Ангеловна - председатель правления общественной организации Нижневартовское городское общество слепых;

2.             Горчаков Евгений Павлович - председатель правления общественной организации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Ассоциация ветеранов подразделений специального назначения «Спецназовское братство»;

3.             Лазурко Станислав Викторович - председатель Ханты-Мансийского регионального отделения общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих»;

4.             Максимова Ирина Ивановна - председатель Ассоциации детских и молодежных общественных объединений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

5.             Миронова Галина Михайловна - заместитель председателя региональной общественной организации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Замещающая семья»;

6.             Набокова Лариса Витальевна - член региональной общественной организации «Родительский комитет Югры»;

7.             Тогидняя Наталья Антоновна - член Попечительского совета реабилитационного центра «Лучик»;

8.             Туманова Светлана Юрьевна - член правления Нижневартовском городской общественной организации «Молодая семья»;

9.             Швейкин Роман Дмитриевич - член Ханты-Мансийской окружной общественной организации «Российский Союз Молодежи».

3.             Провести заседание общественного совета по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры при Департаменте образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в июле 2018 года.

Решение принято единогласно

3.           Об утверждении перечня образовательных организаций, подлежащих независимой оценке качества образовательной деятельности в 2018 году.

Утвердить перечень образовательных организаций, подлежащих независимой оценке качества образовательной деятельности в 2018 году (приложение).

Решение принято единогласно

4.           О реализации портфеля проектов «Доступное дополнительное образование для детей в Югре».

Система дополнительного образования в Югре сегодня представлена сетью из 185 организаций дополнительного образования, из которых 51 негосударственная, охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием во всех типах образовательных организаций (детские сады, школы, учреждения ДО, СПО, ВУЗы, негосударственный сектор) по состоянию на 01.01.2018 составляет 72,0% (198947 человек).

Количество муниципальных организаций для занятий дополнительным образованием сократилось с 167 организаций в 2013 году до 134 организаций в 2017 году, что связано с реорганизацией учреждений дополнительного образования в отдельных муниципальных образованиях Югры и переходом с 2015 года детско-юношеских спортивных школ в организации спортивной подготовки.

Вместе с тем наблюдается рост негосударственных организаций, реализующих программы дополнительного образования: в реестре негосударственных поставщиков услуг в 2015 году состояло 11 организаций, в 2017 уже 51.

Несмотря на увеличение численности детей, получающих услуги на платной основе, с 3477 детей в 2013 до 8114 детей в 2017, их доля от общей численности детей, охваченных дополнительным образованием, сократилась с 5,3% до 4,7%.

Таким образом, почти 96% детей получают услуги дополнительного образования за счет средств бюжета.

С 2015 года в Югре реализуются системные мероприятия, направленные на обновление содержания и технологий дополнительного образования и формирование современных организационно-управленческих и экономических механизмов, с 2016 года развитие системы дополнительного образования является приоритетом государственной политики, основные изменения реализуются с применением проектного подхода.

13 июня 2017 года решением Проектного комитета Югры запущена реализация портфеля проектов «Доступное дополнительное образование для детей в Югре», в реестр компонентов которого входят приоритетные проекты по основным направлениям Федерального проекта «Доступное дополнительное образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 10).

1) Детские технопарки «Кванториум»

В целях развития дополнительного образования технологического направления в автономном округе реализуется инициатива «Новая модель системы дополнительного образования детей», утвержденная распоряжением Правительства автономного округа от 27.11.2015 № 685-рп, предусматривающая создание сети опорных ресурсных центров – детских технопарков «Кванториум».

Основные образовательные траектории детских технопарков соответствуют рынкам Национальной технологической инициативы и приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации («Авто»; «Аэро»; «Био»; «Гео»; «ИТ»; «Космо»; «Нано»; «Нейро»; «Робо»; «Энерджи»; «Радиоэлектроника»; «Лазерные технологии»; «Дополненная и виртуальная реальность»).

Детские технопарки «Кванториум» – это площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей. Такие условия в Кванториумах создают среду для вовлечения детей и молодых людей в инновационную деятельность, создания и продвижения новых технологических продуктов и способствуют ранней профориентации будущих инженерных кадров для работы в высокотехнологичных компаниях Югры и России.

Основная идея детских технопарков - содействовать ускоренному техническому развитию детей и реализации научно-технического потенциала молодежи Югры, внедряя эффективные модели образования для развития компетенций, формирующих инновационное, критическое и изобретательское мышление на основе технологий проектного управления. Такие компетенции являются основными для профессий будущего.

Сегодня в автономном округе функционируют четыре детских технопарка: в городах Нефтеюганск, Ханты-Мансийск, Сургут и Югорск. Охват детей составляет 2000 человек. В июне 2018 года запланирован запуск проекта по созданию Кванториума в городе Нижневартовске.

В городе Югорске Кванториум создан при финансовой и организационной поддержке ООО «Газпром трансгаз Югорск», в создании Кванториума в городе Нижневартовске также примут участие предприятия реального сектора экономики (ПАО «Роснефть», ПАО «Сибур»).

На создание Кванториумов в Югре в 2016-2017 годах израсходовано 394,5 млн.руб., из них средства регионального бюджета – 76,5 млн.руб. (19,5%), муниципального бюджета (г. Сургут) – 260,0 млн.руб.(65,9%), средства федерального бюджета – 33,0 млн.руб.(8,3%), внебюджетные средства (ООО «Газром трансгаз Югорск) – 25,0 млн.руб.(6,3%).

За счет создания детских технопарков «Кванториум», использования школьных технопарков для дополнительного образования показатель по охвату детей программами технической и естественнонаучной направленности вырос с 6,7% в 2015 году до 17,95% в 2017.

2) Сертификат дополнительного образования

Система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Югре Сертификат дополнительного образования детей разработан в целях формирования и внедрения в Югре системы получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного финансирования, т.е. оплаты за счет бюджетных средств получаемых ребенком услуг у выбранного поставщика, а также обеспечения равных гарантий на получение слуг дополнительного образования детьми в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Югры.

Правовыми основаниями разработки модели ПФДО являются:

1) Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» (разработать нормативно-правовую базу в целях введения именных сертификатов для детей на получение гарантированных бесплатных услуг дополнительного образования, спортивно-досуговых услуг по месту жительства, как меры, направленной на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей);

2) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» (одним из основных механизмов развития дополнительного образования детей является персонифицированное финансирование, обеспечивающее поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования путем закрепления за ними определенного объема средств (размер персонифицированного обязательства) и их передачи организации (индивидуальному предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу после выбора этой программы потребителем);

3) Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 № 729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (пункт 25 Плана: Разработка предложений о введении сертификата на получение бесплатной образовательной услуги в сфере дополнительного образования детей).

Механизм сертификата дополнительного образования решает задачу обеспечения для детей возможности выбора любых кружков и секций и посещения их всеми без исключения независимо от материальных возможностей семьи за счет бюджета как в муниципальных, так и в негосударственных образовательных организациях. При этом, сертификат распространяется только на дополнительные общеразвивающие программы для детей от 5 до 18 лет, реализация которых осуществляется в соответствии с частью 2 статьи 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и не распространяется на занятия в кружках и секциях, организованных на базе школ в рамках программ внеурочной деятельности в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, а также на услуги в организациях культуры и спорта, не имеющих лицензии на образовательную деятельность. Получение дополнительного образования для детей до 5 лет остается без изменений.

Сертификат выдается один раз, при достижении ребенком возраста 5 (пяти) лет, и действует по достижению ребенком возраста 18 лет. При этом, ежегодно, сертификат обеспечивается финансированием.

В настоящее время сертификаты используются только 13% детей в возрасте от 5 до 18 лет (34975 человек), к 2020 году планируется использование сертификата не менее 50% детей указанной возрастной категории.

При этом, в пределах муниципального задания организаций дополнительного образования сохранена возможность освоения дополнительных общеразвивающих программ по всем шести направлениям, а также дополнительных предпрофессиональных программ в сфере искусства и спорта, то есть бесплатно для родителей.

Введение сертификата дополнительного образования в пилотном режиме способствовало получению услуг дополнительного образования за счет средств бюджета у негосударственных поставщиков 2014 детям (5,8 % от общего количества детей, использующих сертификат 34975), которые до введения сертификата получали эту услугу за счет средств родителей; а также увеличению охвата детей программами дополнительного образования на 11450 человек без дополнительного финансирования, за счет введения персонифицированного (нормативно-подушевого) финансирования.

Решением Проектного комитета Югры 05.03.2018 срок реализации проекта продлен до 31.08.2018 (ранее установленный срок – 01.03.2018).

В паспорт и календарный план проекта внесены изменения в части:

1) уточнения цели проекта (было: Обеспечение получения бесплатного дополнительного образования детьми за счет создания системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с использованием Сертификата дополнительного образования; стало: Обеспечение в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре условий для получения детьми от 5 до 18 лет услуг дополнительного образования, финансируемых из бюджета автономного округа и бюджетов муниципальных образований автономного округа, за счет разработки и внедрения модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей с использованием именных сертификатов)

2) включения мероприятий, обеспечивающих единые подходы к формированию стоимости услуг по реализации дополнительных предпрофессиональных программ в сфере искусства и спорта и общеразвивающих программ по шести направлениям (техническое, естественнонаучное, физкультурно-спортивное, художественное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое).

3) включения работы по проведению мониторинга среди населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступность дополнительного образования для детей в Югре: сертификат дополнительного образования».

4) включения в состав управляющего комитета проекта представителей Депкультуры Югры и Депспорта Югры.

На текущий момент проводится анализ муниципальных нормативных правовых актов, определяющих значения нормативных затрат по услуге «реализация дополнительных общеразвивающих программ» и результатов проведения мониторинга населения по доступности дополнительного образования и удовлетворенность использования сертификатов.

3) Создание региональной системы дополнительного образования детей

В соответствии с паспортом приоритетного проекта к 2021 году в Югре должна функционировать региональная система дополнительного образования детей, соответствующая особенностям и потребностям социально-экономического и технологического развития Югры, способная обеспечить 75% охват детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными дополнительными общеобразовательными программами, и включающая в себя:

1. Функционирующий региональный модельный центр дополнительного образования детей, обеспечивающий программное, методическое, кадровое, информационное сопровождение развития региональной системы и осуществляющий взаимодействие с федеральным модельным центром, региональными ресурсными центрами и муниципальными опорными центрами.

Распоряжением Правительства Югры от 22.09.2017 № 563-рп на базе Сургутского государственного университета создан Региональный модельный центр дополнительного образования детей, обеспечивающий организационное, координационное и аналитическое сопровождение, мониторинг реализации регионального портфеля проектов «Доступное дополнительное образование для детей в Югре», а также согласованное развитие региональной системы дополнительного образования.

Модельным центром в 2017 году разработаны учебно-методические пособия «Организация деятельности учреждения дополнительного образования детей», «Дистанционные дополнительные общеобразовательные программы: проектирование и реализация», «Организация деятельности школьных научных клубов», в 36 образовательных организациях 10 муниципальных образованиях запущен инновационный образовательный проект «Фабрика миров». Функционирует сайт регионального модельного центра.

С 2018 года Региональный модельный центр приступил к реализации программ повышения квалификации работников системы дополнительного образования, подготовке образовательных организаций и педагогов дополнительного образования к введению с 2021 года профессионального стандарта педагога дополнительного образования, формированию банка данных лучших практик дополнительного образования детей в Югре, позволяющего выявлять и аккумулировать лучшие практики дополнительного образования на единой информационной площадке.

2. Сеть региональных ресурсных центров по направлениям дополнительного образования детей обеспечивают комплексное обновление содержания дополнительного образования в соответствующей направленности и (или) реализацией лучших практик в указанной направленности, а также реализацию мероприятий, направленных на сопровождение и развитие детей с различными образовательными потребностями (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды).

В округе отсутствуют региональные организации дополнительного образования по пяти направлениям (естественнонаучное, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное, художественное, туристско-краеведческое), обеспечивающих комплексное обновление содержания и технологий, а также тиражирование лучших практик в соответствующих направлениях.

Уже сегодня на базе автономного учреждения «Региональный молодежный центр» функционирует региональный ресурсный центр по техническому и туристско-краеведческому направлениям, на базе Сургутского государственного педагогического университета функционирует ресурсный центр по развитию дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. С сентября 2018 года на базе Сургутского государственного университета будет функционировать ресурсный центр по естественнонаучному и социально-педагогическому направлениям. Ресурсные центры по художественному и физкультурно-спортивному направлениям будут созданы к концу 2018 года на базе организаций, подведомственных Депкультуры и Депспорта соответственно.

3. Сеть муниципальных опорных центров дополнительного образования детей (ведущих образовательных организаций), обеспечивающих реализацию современных дополнительных общеобразовательных программ и тиражирование новых практик дополнительного образования, координацию информирования семей и вовлечения детей в систему дополнительного образования.

Ключевым направлением развития муниципальных систем дополнительного образования является модернизация дополнительных общеразвивающих программ, реализация которых ориентирована на проектную, исследовательскую, творческую деятельность в различных сферах и современных практиках. В апреле Региональный модельным центром разработаны и направлены в муниципальные образования методические рекомендации по организации деятельности муниципальных опорных центров, определяющие методическую базу для их создания и развития. Создание таких опорных центров позволит обеспечить согласованную разработку и реализацию дополнительных общеобразовательных программ для детей, единые подходы к повышения уровня профессиональной компетентности работников дополнительного образования.

Государственной программой на 2018-2021 годы предусмотрена государственная поддержка развития муниципальных систем дополнительного образования в размере 6,0 млн.руб. ежегодно и грантовая поддержка программ дополнительного образования в размере 9,0 млн.руб. ежегодно.

4. Модель выявления и сопровождения детей, проявляющих выдающиеся способности, «Лидеры Югры», направленная на включение в прорывные региональные практики (в том числе, связанные с сектором реальной экономики), которая обеспечивает развитие мотивации детей с различными образовательными потребностями и возможностями.

Ядром модели станет Региональный ресурсный центр выявления и поддержки одаренных детей, который будет создан в Югре к концу 2018 года (во исполнение подпункта «б» пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года № Пр-2346 органам государственной власти субъектов Российской Федерации «Создание с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» сети центров выявления и поддержки одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций»).

В автономном округе отсутствует региональное учреждение, обладающее необходимой материально-технической базой и образовательной инфраструктурой, позволяющей реализовывать проектные смены в течение всего календарного года не менее чем для 100 детей в одну смену (от 14 до 24 дней с возможностью проживания и питания детей, организации образовательного процесса по программам общего и дополнительного образования и культурно-спортивного досуга).

Анализ кадровых, материально-технических и инфраструктурных ресурсов всех типов образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Югры, показал, что необходимыми ресурсами обладает Югорский государственный университет.

Учитывая формулировку вышеназванного поручения Президента Российской Федерации в части создания региональных центров на базе ведущих образовательных организаций, а также наличие у Югорского государственного университета соглашения с образовательным фондом «Талант и успех» о сотрудничестве в области поддержки и развития одаренных детей на территории автономного округа, Депобразования и молодежи Югры совместно с Депспорта Югры и Депкультуры Югры и региональными образовательными организациями, было принято согласованное решение о создании Регионального центра по сопровождению одаренных детей с учетом опыта образовательного центра «Сириус» на базе Югорского государственного университета и разработке Концепции деятельности Центра, а также подготовке проекта соглашения между Правительством автономного округа и образовательным фондом «Талант и успех».

На II Всероссийской конференции «Путь к успеху» (26-29.01.2018, г. Сочи) модель «Лидеры Югры» была представлена участникам конференции в рамках работы секции «Региональный рост – опыт работы первых региональных центров выявления и поддержки молодежи» и получила одобрение Министерства образования и науки Российской Федерации как модель, обеспечивающая эффективное использование имеющихся в автономном округе кадровых, материально-технических и инфраструктурных ресурсов образовательных организаций разных типов и ведомственной принадлежности, в том числе, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также организаций спорта, культуры, научных организаций, общественных организаций и организаций реального сектора экономики.

Первая краткосрочная проектная смена на базе Югорского государственного университета прошла в период с 26 по 29 апреля 2018 года: совместно с Образовательным фондом «Талант и успех» проводился региональный (очный) этап Всероссийского конкурса научно-технологических проектов. Конкурс проведен по формату образовательных программ Образовательного центра «Сириус» (г. Сочи) и является первым этапом создания Регионального ресурсного центра выявления и поддержки одаренных детей в Югре.

Государственной программой, начиная с 2019 года, предусмотрены средства на проведение шести проектных смен (по 100 человек) на базе Югорского государственного университета, набор участников смен будет осуществляться на конкурсной основе. Участие детей (проживание, питание, образовательные программы) будет финансироваться за счет средств государственной программы (предусмотрено 5,5 млн.руб. ежегодно до 2021 года).

Региональный центр будет обеспечивать формирование с учетом его специфики Югры и насыщение образовательной системы обновленными образовательными программами, соответствующими современному научно-технологическому запросу и погружающими детей в образовательные ситуации через решение задач, актуальных для науки, искусства, спорта, бизнеса, общества, а также осуществлять индивидуальное сопровождение всех детей и молодежи, чьи достижения попали в региональный реестр одаренных детей, создание условий для существенного расширения реестра достижений одаренных детей и молодежи за счет новых конкурсно-образовательных мероприятий и значимых достижений детей региона.

Заключение:

Качество дополнительного образования определяется, в первую очередь, оценкой населения Югры. Уровень удовлетворённости населения качеством дополнительного образования вырос с 65,3% в 2012 году до 76,0% в 2017 году (по данным мониторинга, проводимого ежегодно Депобщественных и внешних связей Югры).

Решение принято единогласно

Председатель ________________________________________ Максимова И.И.

Опубликовано: 17.12.2018 10:03        Обновлено: 17.12.2019 10:05