Итоговый отчет Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2017 год
Итоговый отчет Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2017 год
I. Анализ состояния и перспектив развития системы образования
1. Вводная часть
1.1. Аннотация
Ежегодный итоговый отчет о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования подготовлен в соответствии со вторым абзацем пункта 9 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
В отчете использована информация, полученная в рамках федерального статистического наблюдения, мониторингов Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; информация, поступившая от органов местного самоуправления, организаций. Так же были использованы данные ежеквартального мониторинга итогов социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, мониторинга реализации государственных программ автономного округа.
Отчет представляет обзор и анализ государственной политики в сфере образования за 2017 год. В нем рассматриваются ключевые вопросы состояния и развития системы образования округа: доступность образования; качество образования; условия получения образования; в какой степени система образования Югры соответствует запросу основных потребителей - учащихся и их родителей, требованиям современной жизни и рынка труда.
Отчет адресован широкому кругу лиц: представителям органов законодательной и исполнительной власти, обучающимся и их родителям, работникам системы образования, представителям средств массовой информации, общественным организациям и другим заинтересованным лицам.
1.2. Ответственные за подготовку
Отчет о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2017 год подготовлен специалистами Департамента образования и молодежной политики автономного округа.
Информацию для написания итогового отчета также представили специалисты Департамента экономического развития автономного округа, Департамента культуры автономного округа и Департамента физической культуры и спорта автономного округа; муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования.
1.3. Контакты
Название: Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 12 Руководитель: Дренин Алексей Анатольевич Контактное лицо: Максименко Светлана Руслановна Телефон: +7 (3467) 30-01-49 Почта: doimp@admhmao.ru |
1.4. Источники данных
Для подготовки итогового отчета о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2017 год использовались:
- данные форм федерального статистического наблюдения в сфере образования: № 85-к «Сведения о деятельности дошкольной образовательной организации»; № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей подготовку по образовательным программам начального, основного, общего, среднего общего образования»; № ОО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации»; № 1-ДО «Сведения об организациях дополнительного образования детей»; № № 1-ДОП «Сведения о дополнительном образовании и спортивной подготовке детей»; № ЗП-образование «Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала»;
- базы данных результатов государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов;
- распоряжение Правительства автономного округа от 18 мая 2018 года № 220-рп «Об итогах социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2017 год»;
- отчет о реализации и эффективности мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы» за 2017 год.
1.5. Паспорт образовательной системы
Образовательная политика
Важнейшая цель социальной политики Правительства Югры – это обеспечение и поддержание высокого качества жизни населения автономного округа. Одной из сфер социальной политики округа является образовательная политика.
Стратегическим приоритетом в развитии системы образования и молодежной политики автономного округа является создание условий для подготовки конкурентоспособных граждан в соответствии с социально-экономическими потребностями автономного округа.
Развитие и модернизация сфер образования и молодежной политики автономного округа является необходимым условием для формирования инновационной экономики автономного округа и осуществляется на основании «Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года».
Профессиональное образование традиционно является основным источником формирования квалифицированных кадров для региональной экономики.
В условиях благоприятной демографической ситуации приоритетом в дошкольном образовании является обеспечение доступности дошкольных образовательных организаций для всех детей автономного округа.
В сфере общего образования с целью перехода на односменный режим работы школ автономного округа утвержден паспорт портфеля проектов «Комплекс мероприятий («Программа»), направленных на создание новых мест в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, на 2016 – 2025 годы».
Развивается инклюзивное образование.
Разрабатываются и внедряются модернизированные дополнительные общеразвивающие программы, соответствующие рынкам Национальной технологической инициативы, социально-экономическому и технологическому развитию Югры.
Во исполнение положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» решаются задачи по обеспечению достижения целевых показателей уровня заработной платы отдельных категорий работников образовательных организаций, при этом достижение целевых показателей взаимосвязано с повышением качества образовательных услуг.
Реализация государственной молодежной политики в автономном округе направлена на формирование необходимых условий для конструктивного взаимодействия молодежи с институтами гражданского общества. Благодаря реализации мероприятий государственной программы создана основа для достижения долгосрочных целей по воспитанию у молодых людей автономного округа потребности в активном и здоровом образе жизни, укреплении здоровья, развитии гражданской позиции, трудовой и социальной активности.
В округе реализуется государственная программа «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы». Она позволит:
преодолеть отставание уровня профессиональных компетенций выпускников от уровня современных требований в производственной сфере, профессиональных, международных стандартов;
организовать кооперацию с ведущими российскими и международными научно-образовательными центрами;
преодолеть отставание в развитии материально-технической и производственной базы образовательных организаций от уровня оснащенности современных производств;
повысить престиж профессионального образования с целью привлечения лучших выпускников школ в колледжи и вузы автономного округа;
переориентировать выпускников школ на специальности и направления подготовки инженерного кластера, педагогического и медицинского образования, востребованных экономикой региона;
обеспечить доступность дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет;
повысить профессиональную компетентность педагогических работников;
решить проблему обучения во вторую смену путем строительства, реконструкции, ремонта объектов сферы образования;
организовать адресную помощь школам со стабильно низкими образовательными результатами;
осуществить полномасштабную модернизацию системы дополнительного образования детей;
обеспечить вовлечение молодежи автономного округа в социальную практику, юнармейское движение, общественную деятельность.
Инфраструктура
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в области образования и науки, молодежной политики, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, воспитанников и работников образовательных организаций.
Общая характеристика сети образовательных организаций
На конец 2017 года сеть образовательных организаций, с учетом проводимых мероприятий, направленных на повышение эффективности использования материально-технической базы организаций, современных инновационных методов в процесс обучения, представлена 868 организациями, с количеством обучающихся (воспитанников) 487,4 тыс. человек.
Дошкольная образовательная сеть округа насчитывала 440 (2016 год – 442) организаций, в том числе: 328 (2016 год - 337) муниципальных детских садов, 23 (в том числе 2 филиала; 2016 год – 18) частных детских сада, 88 (2016 год – 86) общеобразовательных организации, имеющих дошкольные группы, 1 государственная организация иного типа (2016 год – 1). Дошкольные организации посещали 114 711 (2016 год - 110 840) детей. В сравнении с 2016 годом численность детей, посещающих такие организации, увеличилась на 3,5 %.
В 2017 году в 330 (2016 год – 334) общеобразовательных организациях получали знания 210 273 (2016 – 202 677) учащихся, что на 3,7 % больше по сравнению с 2016 годом. Из общего числа обучавшихся в государственных и муниципальных организациях 79,8 % (2016 год – 79,5 %) занимались в первую смену, 20,2 % (2016 год – 20,5 %) – во вторую смену.
В 2017 году действовало 24 профессиональных образовательных организации (2016 год – 25) с численностью обучающихся 27 839 человек (2016 год – 28 213).
Подготовкой специалистов с высшим образованием в 2017 году занимались 7 образовательных организаций, где обучалось 24 653 (2016 год – 25 543) студента.
Сеть организаций дополнительного образования в 2017 году представлена 150 (2016 год – 169) организациями с количеством обучавшихся 109 950 (2015 год – 132 955) человек. Охват детей и молодежи в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования по итогам 2017 года, по предварительной оценке, составил 72 % (2016 год – 71,5 %).
Таблица 1 - Сеть образовательных организаций автономного округа
Типы (виды) организаций | 2016 год | 2017 год | ||
количество организаций, единиц |
количество обучающихся, тыс. человек |
количество организаций, единиц |
количество обучающихся, тыс. человек |
|
Дошкольные образовательные организации | ||||
Муниципальные (без филиалов) | 332 | 99,025 | 323 | 101,766 |
кроме того, филиалы | 5 | 0,358 | 5 | 0,402 |
Негосударственные (без филиалов) | 18 | 1,788 | 21 | 2,,024 |
кроме того, филиалы | 0 | 0 | 2 | 0,234 |
Муниципальные общеобразовательные организации с дошкольными группами (муниципальные) (без филиалов) | * | 9,358 | * | 10,011 |
кроме того, филиалы | * | 0,076 | * | 0,062 |
Государственные общеобразовательные организации с дошкольными группами (без филиалов) | * | 0,134 | * | 0,119 |
Начальные школы-детские сады (муниципальные) | * | 0,017 | * | 0,017 |
Иные (государственные) | 1 | 0,101 | 1 | 0,093 |
Всего | 356 | 110,840 | 352 | 114,711 |
Общеобразовательные организации | ||||
Государственные (без филиалов) | 22 | 2,803 | 22 | 2,903 |
кроме того, филиалы | - | - | 1 | 0,056 |
Муниципальные (без филиалов) | 300 | 198,122 | 296 | 205,505 |
кроме того, филиалы | 8 | 0,229 | 7 | 0,212 |
Частные | 4 | 0,828 | 4 | 0,898 |
Численность обучающихся по программам общего образования в сфере культуры (государственные) | - | 0,465 | - | 0,469 |
Численность обучающихся по программам общего образования в сфере физической культуры и спорта (государственные) | - | 0,230 | - | 0,230 |
Всего | 334 | 202,677 | 330 | 210,273 |
Организации профессионального образования | ||||
по программам СПО (с учетом филиалов) | 23 | 27,260 | 23 | 26,499 |
В организациях высшего образования по уровню СПО | ** | 0,464 | ** | 0,537 |
Федеральные ведущие обучение по программам СПО |
2 | 0,075 | 1 | 0,025 |
Негосударственные (с учетом филиала) | - | 0,414 | - | 0,778 |
Всего | 25 | 28,213 | 24 | 27,839 |
Организации высшего образования | ||||
Государственные: Региональные |
3 | 10,002 | 3 | 10,185 |
Федеральные (с учетом филиалов) | 2 | 15,009 | 2 | 14,252 |
Негосударственные (с учетом филиалов) | 2 | 0,532 | 2 | 0,216 |
Всего | 7 | 25,543 | 7 | 24,653 |
Организации дополнительного образования (детей) | ||||
Муниципальные | 152 | 126,369 | 134 | 105,887 |
Негосударственные | 17 | 6,586 | 16 | 4,063 |
Всего | 169 | 132,955 | 150 | 109,950 |
Другие образовательные организации | ||||
Государственные | 5 | - | 5 | - |
Всего | 5 | - | 5 | - |
|
|
|
|
|
Итого | 896 | 500,228 | 868 | 487,426 |
в том числе: |
|
|
|
|
Государственные | 58 | 56,543 | 58 | 55,368 |
Муниципальные | 797 | 433,537 | 765 | 423,845 |
Негосударственные | 41 | 10,148 | 43 | 8,213 |