Размер:
Цвет:

Инклюзивное и специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по состоянию на 1 сентября 2018-2019 учебного года получают образование 16079 человек с ОВЗ и 4468 ребенка-инвалида, в том числе со статусом ОВЗ:

дошкольное образование – 7065 детей с ОВЗ, из них 1102 ребенка-инвалида;

общее образование – 9014 детей с ОВЗ, из них 2605 ребенка-инвалида и 3366 ребенка с ОВЗ, имеющих инвалидность.

В образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, функционируют:

351 группа компенсирующей направленности;

55 групп комбинированной направленности;

14 групп оздоровительной направленности.

С целью оказания услуг ранней помощи на базе дошкольных образовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, функционируют:

408 консультационных пунктов (центров);

96 групп ранней помощи;

23 лекотеки.

В том числе численность детей с ОВЗ, посещавших образовательные организации, осуществляющие обучение по образовательным программам дошкольного образования, составила 7065; численность детей-инвалидов – 1102.

В оказании услуг ранней диагностики, социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 6 лет) участвуют негосударственные (немуниципальные) организации, оказывающие услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации детей с ОВЗ (в возрасте до 6 лет).

В целях повышения доступного и качественного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в автономном округе полностью сохранена сеть общеобразовательных организаций (18), реализующих
в качестве основного вида деятельности адаптированные общеобразовательные программы.

В общеобразовательных организациях, расположенных на территории автономного округа, дети с особенностями развития обучаются как в общеобразовательных организациях совместно
с развивающимися в норме сверстниками, так и в специальных образовательных организациях.

В системе образования автономного округа функционируют разнообразные формы образовательных услуг:

18 казенных общеобразовательных организаций, реализующих
в качестве основного вида деятельности адаптированные образовательные программы, где обучается 2447 человека, в том числе 1268 ребенка-инвалида;

174 специальных (коррекционных) класса, где реализуются
в качестве основного вида деятельности адаптированные основные общеобразовательные программы (интеграция), в которых обучаются
2324 человек, в том числе 469 детей-инвалидов;

2890 классов общеобразовательных организаций (при муниципальных образовательных организациях), в которых реализуется инклюзивный принцип образования посредством адаптированных образовательных программ, где обучаются 3922 человека, в том числе 840 детей-инвалидов;

61 класс (при муниципальных образовательных организациях) для детей с умственной отсталостью, где реализуются в качестве основного вида деятельности адаптированные основные общеобразовательные программы (интеграция), в которых обучаются 289 человек, в т.ч.
95 детей-инвалидов.

Государственные образовательные организации реализуют адаптированные образовательные программы для детей со следующими нарушениями:

для детей с умственной отсталостью – 13 образовательных организаций;

для детей с задержкой психического развития – 1 образовательная организация;

для глухих и слабослышащих детей – 2 образовательных организации, из них одно учреждение образования для слепых и слабовидящих детей;

для детей с тяжелыми речевыми нарушениями и глухих детей – 1 школа-детский сад.

В 8 образовательных организациях имеются интернаты, позволяющие обеспечить стационарное проживание детей
с ограниченными возможностям здоровья.

В общеобразовательных организациях, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные общеобразовательные программы, реализуются программы профессиональной подготовки для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим специальностям: «столяр», «слесарь-сантехник», «швея», «плотник», «штукатур», «рабочий по обслуживанию и текущему ремонту помещений», «цветовод», «садовник», «парикмахер», «младший воспитатель», и др.

По состоянию здоровья на дому обучаются 1120 человек с ОВЗ, в том числе имеющих инвалидность, в форме семейного
образования – 104 человек.

Образовательная услуга на базе медицинских организаций
в 2018-2019 учебном году предоставлялось 14 обучающимся с ОВЗ.

За отчетный период 2132 обучающихся организаций образования использовали сетевую форму обучения.

Для всех детей-инвалидов, которым рекомендовано обучение на дому и не противопоказана работа на компьютере, организовано дистанционное обучение. Созданы условия для 302 обучающихся
(100% от потребности).

В 2018-2019 гг. в основном периоде государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) приняли участие 818 обучающихся, отнесенных к одной категории: лица с ОВЗ, дети-инвалиды, инвалиды (лица с ОВЗ).

Из них ГИА-9 в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) сдавали 733 участника, 11 участников проходили ГИА-9 в смешанной форме ГВЭ и ОГЭ.

По итогам проведения основного периода ГИА-9 в 2019 году всеми участниками ГИА-9 в форме ГВЭ получены положительные результаты экзаменов. Участники ГИА с ОВЗ, получившие справку об обучении, среди указанной категории лиц отсутствуют.

В 2019 году в основной период государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) сдавали экзамены 101 участник с ОВЗ.

Из них в форме ГВЭ – 28 участников, в смешанной форме ГВЭ и ЕГЭ – 6 участников ГИА-11.

По итогам проведения основного периода ГИА-11 в 2019 году в форме ГВЭ 97,06% участников получили положительные результаты экзаменов.

В 2018-2019 учебном году 55-ти выпускникам, имеющим интеллектуальные нарушения, по итогам трудового обучения присвоен квалификационный разряд, 174 выпускникам выдано свидетельство об обучении, 20 выпускникам выданы характеристики с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.

В рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Цифровое развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, ежегодно выделяется 3 000,00 тыс. рублей на приобретение оборудования и оплаты контента для использования дистанционных образовательных технологий обучения и приобретения современного специализированного оборудования для реализации адаптированных образовательных программ.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральных государственных образовательных стандартов для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС ОВЗ) в автономном округе осуществляется с 1 сентября 2016 года во всех общеобразовательных организациях автономного округа системно, в соответствии приказами Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598,
от 19.12.2018 № 1599.

Для обеспечения введения ФГОС реализуются комплекс мер по следующим направлениям:

- создание нормативно-правового обеспечения реализации ФГОС ОВЗ;

- создание организационно-методического обеспечения реализации ФГОС ОВЗ;

- создание кадрового обеспечения введения ФГОС ОФЗ;

- создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ОВЗ;

- создание информационного обеспечения введения ФГОС ОВЗ.

В целях своевременного выявления детей с особенностями
в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями
в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций в автономном округе функционирует 1 центральная
и 22 территориальные психолого-медико-педагогические комиссии
(далее – ПМПК), действующие на постоянной и созывной основе.

В рамках работы центральной и территориальных ПМПК:

за 2018 год обследовано 118784 детей с особенностями развития, их них первично обследовано 8116 ребенка;

за первое полугодие 2019 года обследовано 432 человека, территориальными ПМПК за аналогичный период обследовано 3641 ребенок дошкольного периода, 2669 человек школьного возраста.

Обеспечение деятельности центральной и территориальных ПМПК осуществляют 184 специалист: педагог-психолог (44), учитель-дефектолог (7), олигофренопедагог (25), тифлопедагог (7), сурдопедагог (8), учитель-логопед (46), социальный педагог (22), секретарь (21), методисты (4).

Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обеспечено формирование и реализация Плана мероприятий по созданию специальных условий получения общего, профессионального и дополнительного образования обучающимися с инвалидностью и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (приказ от 27.07.2018 № 1073), в соответствии с Планом мероприятий по созданию специальных условий получения общего, профессионального и дополнительного образования обучающимися с инвалидностью и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на 2018-2020 годы, утвержденного Министром просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», подпунктом
16 пункта 2 статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры от 1.07.2013 № 68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», в целях обеспечения права на образование личности в соответствии с её потребностями, адаптивности системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре утвержден Порядок организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры от 5.09.2013 № 359-П).

В автономном округе внедрена организационная модель психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры, порядок оказания ППМС-помощи в образовательных организациях.

Выбор модели деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее – ППМС-центры) осуществляется в соответствии с территориальными особенностями автономного округа и ресурсными возможностями конкретного муниципального образования:

cоздание ППМС-центров на базе учреждения, а также на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

функционирование ППМС-центра на базе автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования»
(приказ Департамента от 20.07.2017 № 1154 «О центре психолого-педагогической и медицинской и социальной помощи автономного округа»), в том числе в части методического и консультационного сопровождения муниципальных ППМС-центров и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам эффективности предоставления помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.

По состоянию на 01.01.2019 на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры функционируют 273 ППМС-центра, в числе которых 2 юридических лица, 17 центров функционируют на базе государственных общеобразовательных организаций, реализующих
в качестве основного вида деятельности адаптированные общеобразовательные программы.

Деятельность ППМС-центров обеспечивают 449 педагогов-психологов, 286 педагога-логопеда, 56 дефектологов, 323 социальных педагога.

Помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, предоставляется в следующих формах:

- психолого-педагогического консультирования обучающихся,
их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

- коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий;

- логопедической помощи обучающимся;

- реабилитационных и других медицинских мероприятий;

- профориентационных и социально-адаптационных занятий.

Региональной особенностью является то, что ППМС-центры автономного округа являются участниками реабилитационно-образовательного сопровождения, созданного в автономном округе в рамках межведомственного подхода к сопровождению несовершеннолетних, имеющих особенности развития (приказ Департамента и Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.08.2016 № 1306/578а-р «О внедрении моделей реабилитационно-образовательного сопровождения детей, имеющих особенности развития, в условиях образовательных организаций, организаций социального обслуживания и на дому»), и выполняют, в том числе, контролирующую функцию по исполнению мероприятий реабилитационно-образовательного сопровождения в условиях образовательных организаций, организаций социального обслуживания, на дому.

В 2018 году обеспечена разработка перечня мероприятий, в части психолого-педагогической реабилитации или абилитации по 3866 индивидуальным программам реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

На территории автономного округа функционируют:

опорные образовательные центры, обеспечивающие работу с детьми, имеющими особенности развития, созданные на базе государственных образовательных организаций и муниципальных общеобразовательных организаций (17);

ресурсные центры по сопровождению образовательных организаций Югры по вопросам инклюзивного образования (8).

Деятельность центров направлена на методическую помощь педагогическим работникам образовательных организаций автономного округа по овладению специальными педагогическими подходами
и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

В целях создания сети (ассоциации) школ инклюзивного образования в каждом муниципальном образовании автономного округа созданы «Школы-спутники» пилотных опорных образовательных центров.

Для развития комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями
на территории автономного округа реализуется Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями (далее – РАС) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
от 05.05.2017 № 261-рп (далее – Концепция).

В рамках реализации Концепции осуществляется комплекс мер по следующим направлениям: организационно-нормативные основы реализации плана мероприятий, создание доступной среды для детей
с РАС и другими ментальными нарушениями, оказание помощи людям
с РАС, реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка
с РАС, подготовка детей с РАС к самостоятельной жизни в обществе, оказание комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с РАС.

Ресурсным центром для обеспечения функционирования и развития региональной системы комплексной помощи детям с РАС в автономном округе определено бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет».

При поддержке Российской Федерации в лице Министерства образования и науки Российской Федерации с 2016 года в автономном округе реализуется проект «Сетевой компетентностный центр инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Инклюверсариум», который позволяет обеспечить интеграцию региональных полномочий в области инклюзивного образования на базе регионального сетевого компетентностного центра.

На базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сургутский государственный педагогический университет» создан «Ресурсный центр образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития».

В 18 профессиональных образовательных организациях и 3-х образовательных организациях высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обучается 301 студент из числа инвалидов, из них:

-получают высшее образование 80 человек;

-обучаются по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена 120 человек;

-обучаются по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих 56 человек;

-профессиональную подготовку по профессиям рабочих, должностям служащих проходят 45 человек из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.

Дополнительным образованием охвачены 6647 детей в возрасте от 5 до 18 лет из числа детей с особенностями в развитии (дети с ОВЗ, дети- инвалиды).

По дополнительным общеразвивающим программам обучаются 6174 ребенка указанной категории (наиболее востребованными направлениями дополнительного образования являются художественное физкультурно- спортивное, социально-педагогическое); 479 детей обучаются по предпрофессиональным программам в области искусства и спорта; 698 детей получают услуги с использованием сертификата дополнительного образования.

Региональным ресурсным центром по работе с детьми, имеющими особенности развития (бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет»), разработаны учебно-методические пособия и рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

В январе 2019 года проведен мониторинг адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, количество адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых для детей с ОВЗ по направлениям составило 612, из них естественнонаучной направленности - 72, технической - 48, физкультурно-спортивной - 108, туристско-краеведческой -     27, художественной -   221, социально-педагогической- 136.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
в 2018 году приобретены учебники в количестве 484 экземпляров на сумму         550 977,90 рублей. (в 2017 году приобретено 6 519 экземпляра на сумму
6 699 314,60 рублей).

В рамках реализации соглашения между Минобрнауки России и автономным округом от 18.02.2017 № 074-08-423 мероприятия 2.4. «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы заключен контракт с издательством «Просвещение» на приобретение учебников для обучающихся с ОВЗ (шрифт Брайля) в количестве 530 экземпляров на сумму 965 166 рублей.

В 2018 году на реализацию мероприятий государственной программы автономного округа «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы» образовательными организациями, подведомственными Департаменту, из средств бюджета автономного округа реализовано 60 007,5 тыс. рублей:

- по обеспечению условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры посредством проведения комплекса мероприятий по дооборудованию и адаптации объектов – 31 907,5 тыс. рублей;

- по приобретению комплектов специализированной учебной мебели для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата - 2 151,4 тыс. рублей;

- по оснащению современным, специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием для создания универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов с обществом, – 16 523,6 тыс. рублей;

- по приобретению специализированного автотранспорта – 7 325,0 тыс. рублей;

- по обучению сурдопереводчиков, тифлопедагогов, тьюторов, в том числе обучение на базовом уровне специалистов, оказывающих государственные услуги населению, русскому жестовому языку – 1 500,0 тыс. рублей;

- по созданию базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов – 600,0 тыс. рублей.

В рамках Соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета от 02.02.2018 № 149-08-2018-096, в 2018 году выделено 2 190,10 тыс. рублей из федерального бюджета, (объем софинансирования из бюджета автономного округа составил 5 206, 51 тыс. рублей) 3-м государственным общеобразовательным организациям (КОУ «Сургутская школа с профессиональной подготовкой для обучающихся с ОВЗ», КОУ «Урайская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ», КОУ «Березовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»).

На указанные средства образовательные организации оснащены современным, специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием для создания универсальной безбарьерной среды, а также обеспечены условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры посредством проведения комплекса мероприятий по дооборудованию и адаптации объектов.

В целях выявления лучших практик инклюзивного образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, повышения активности образовательных организаций в развитии и внедрении инклюзивного образования ежегодно Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры участвует во Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России», II Всероссийском конкурсе «Школа-территория здоровья».

В целях выявления лучших практик инклюзивного образования в образовательных организациях автономного округа, повышения активности образовательных организаций в развитии и внедрении инклюзивного образования Департаментом ежегодно проводится региональный этап Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» (далее - Конкурс). В 2018 году две образовательные организации стали победителями в номинациях «Лучшая инклюзивная школа» и «Лучший инклюзивный детский сад». Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Нефтеюганск стала лауреатом Всероссийского конкурса и награждена дипломом.

Опубликовано: 09.08.2018 10:24        Обновлено: 18.10.2019 11:45