Размер:
Цвет:

Информационная справка «Инклюзивное и специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» 2017-2018 учебный год

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья
(далее – ОВЗ) и инвалидностью является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по состоянию на 1 сентября 2017-2018 учебного года получают образование 14279 человек с ОВЗ и 4251 ребенок-инвалид, в том числе со статусом ОВЗ:

дошкольное образование – 6844 детей с ОВЗ, из них 1044 ребенка-инвалида;

общее образование – 7435 детей с ОВЗ, из них 1983 ребенка-инвалида и 3207 ребенка с ОВЗ, имеющих инвалидность.

В образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, функционируют:

1 семейная дошкольная группа на 16 детей;

351 группа компенсирующей направленности;

55 групп комбинированной направленности;

14 групп оздоровительной направленности.

С целью оказания услуг ранней помощи на базе дошкольных образовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, функционируют:

408 консультационных пунктов (центров);

96 групп ранней помощи;

23 лекотеки.

В том числе численность детей с ОВЗ, посещавших образовательные организации, осуществляющие обучение по образовательным программам дошкольного образования, составила 6849; численность детей-инвалидов – 1049.

В оказании услуг ранней диагностики, социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 6 лет) участвуют негосударственные (немуниципальные) организации, оказывающие услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации детей с ОВЗ (в возрасте до 6 лет).

В целях повышения доступного и качественного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в автономном округе полностью сохранена сеть общеобразовательных организаций (18), реализующих
в качестве основного вида деятельности адаптированные общеобразовательные программы.

В общеобразовательных организациях, расположенных на территории автономного округа, дети с особенностями развития обучаются как в общеобразовательных организациях совместно
с развивающимися в норме сверстниками, так и в специальных образовательных организациях.

В системе образования автономного округа функционируют разнообразные формы образовательных услуг:

18 казенных общеобразовательных организаций, реализующих
в качестве основного вида деятельности адаптированные образовательные программы, где обучается 2283 человека, в том числе 1198 ребенка-инвалида;

126 специальных (коррекционных) класса, где реализуются
в качестве основного вида деятельности адаптированные основные общеобразовательные программы (интеграция), в которых обучаются
1337 человек, в том числе 143 ребенка-инвалида;

2211 классов общеобразовательных организаций (при муниципальных образовательных организациях), в которых реализуется инклюзивный принцип образования посредством адаптированных образовательных программ, где обучаются 3 519 детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. 935 детей-инвалидов;

61 класс (при муниципальных образовательных организациях) для детей с умственной отсталостью, где реализуются в качестве основного вида деятельности адаптированные основные общеобразовательные программы (интеграция), в которых обучаются 289 человек, в т.ч.
92 ребенка-инвалида.

Государственные образовательные организации реализуют адаптированные образовательные программы для детей со следующими нарушениями:

для детей с умственной отсталостью – 13 образовательных организаций;

для детей с задержкой психического развития – 1 образовательная организация;

для глухих и слабослышащих детей – 2 образовательных организации, из них одно для слепых и слабовидящих детей;

для детей с тяжелыми речевыми нарушениями и глухих детей – 1 школа-детский сад.

В 8 образовательных организациях имеются интернаты, позволяющие обеспечить стационарное проживание детей
с ограниченными возможностям здоровья.

В общеобразовательных организациях, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные общеобразовательные программы, реализуются программы профессиональной подготовки для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим специальностям: «столяр», «слесарь-сантехник», «швея», «плотник», «штукатур», «рабочий по обслуживанию и текущему ремонту помещений», «цветовод», «садовник», «парикмахер», «младший воспитатель», и др.

По состоянию здоровья на дому обучаются 1443 человек с ОВЗ,
в том числе имеющих инвалидность, в форме семейного
воспитания – 58 человек.

Образовательная услуга на базе медицинских организаций
в 2017-2018 учебном году обучающимся с ОВЗ не предоставлялась.

За отчетный период 42 общеобразовательных организации использовали сетевую форму обучения для 2534 обучающихся.

Для всех детей-инвалидов, которым рекомендовано обучение на дому и не противопоказана работа на компьютере организовано дистанционное обучение. Созданы условия для 300 обучающихся
(100% от потребности).

В 2018 году в основном периоде государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) приняли участие 718 лиц с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов (лица с ОВЗ).

Из них ГИА-9 в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) сдавали 648 участников.

По итогам проведения основного периода ГИА-9 в 2018 году всеми участниками ГИА-9 в форме ГВЭ получены положительные результаты экзаменов. Участники ГИА с ОВЗ, получившие справку об обучении, среди указанной категории лиц отсутствуют.

В 2018 году в основной период государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) сдавали экзамены 93 участника с ОВЗ.

Из них в форме ГВЭ – 39 участников.

По итогам проведения основного периода ГИА-11 в 2018 году ГВЭ 98,9% участников получили положительные результаты экзаменов.

В 2017-2018 учебном году 60-ти выпускникам, имеющим интеллектуальные нарушения, по итогам трудового обучения присвоен квалификационный разряд, 117 выпускникам выдано свидетельство об обучении, 10 выпускникам выданы характеристики с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.

В рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе на 2016-2020 годы» для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, ежегодно выделяется 3 000,00 тыс. рублей на приобретение оборудования и оплаты контента для использования дистанционных образовательных технологий обучения и приобретения современного специализированного оборудования для реализации адаптированных образовательных программ.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральных государственных образовательных стандартов для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС ОВЗ) в автономном округе осуществляется с 1 сентября 2016 года во всех общеобразовательных организациях автономного округа системно в соответствии приказами Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598,
от 19.12.2018 № 1599.

Для обеспечения введения ФГОС реализуются комплекс мер по следующим направлениям:

- создание нормативно-правового обеспечения реализации ФГОС ОФЗ;

- создание организационно-методического обеспечения реализации ФГОС ОВЗ;

- создание кадрового обеспечения введения ФГОС ОФЗ;

- создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ОВЗ;

- создание информационного обеспечения введения ФГОС ОВЗ.

В целях своевременного выявления детей с особенностями
в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями
в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций в автономном округе функционирует 1 центральная
и 22 территориальные психолого-медико-педагогические комиссии
(далее – ПМПК), действующие на постоянной и созывной основе.

В рамках работы центральной и территориальных ПМПК за 2017 год обследовано 12044 детей с особенностями развития, их них первично обследовано 8152 ребенка.

Обеспечение деятельности центральной и территориальных ПМПК осуществляют 161 специалист: педагог-психолог (46), учитель-дефектолог (46), учитель-логопед (44), социальный педагог (25).

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», подпунктом
16 пункта 2 статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры от 1.07.2013 № 68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», в целях обеспечения права на образование личности в соответствии с её потребностями, адаптивности системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре утвержден Порядок организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры от 5.09.2013 № 359-П).

В автономном округе внедрена организационная модель психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры, порядок оказания ППМС-помощи в образовательных организациях.

Выбор модели деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее – ППМС-центры) осуществляется в соответствии с территориальными особенностями автономного округа и ресурсными возможностями конкретного муниципального образования:

cоздание ППМС-центров на базе учреждения, а также на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

функционирование ППМС-центра на базе автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования»
(приказ Департамента от 20.07.2017 № 1154 «О центре психолого-педагогической и медицинской и социальной помощи автономного округа»), в том числе в части методического и консультационного сопровождения муниципальных ППМС-центров и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам эффективности предоставления помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.

По состоянию на 01.01.2018 на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры функционируют 273 ППМС-центра, в числе которых 2 юридических лица, 17 центров функционируют на базе государственных общеобразовательных организаций, реализующих
в качестве основного вида деятельности адаптированные общеобразовательные программы.

Деятельность ППМС-центров обеспечивают 468 педагогов-психологов, 363 педагога-логопеда, 95 дефектологов, 264 социальных педагога.

Помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, предоставляется в следующих формах:

- психолого-педагогического консультирования обучающихся,
их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

- коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий;

- логопедической помощи обучающимся;

- реабилитационных и других медицинских мероприятий;

- профориентационных и социально-адаптационных занятий.

Региональной особенностью является то, что ППМС-центры автономного округа являются участниками реабилитационно-образовательного сопровождения, созданного в автономном округе в рамках межведомственного подхода к сопровождению несовершеннолетних, имеющих особенности развития (приказ Департамента и Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.08.2016 № 1306/578а-р «О внедрении моделей реабилитационно-образовательного сопровождения детей, имеющих особенности развития, в условиях образовательных организаций, организаций социального обслуживания и на дому»), и выполняют, в том числе, контролирующую функцию по исполнению мероприятий реабилитационно-образовательного сопровождения в условиях образовательных организаций, организаций социального обслуживания, на дому.

В 2017 году обеспечена разработка перечня мероприятий, в части психолого-педагогической реабилитации или абилитации по 3655 индивидуальным программам реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

В 2018 году, ввиду необходимости развития услуг психолого-педагогического сопровождения и для развития социально-ориентированных некоммерческих организаций на территории автономного округа Департаментом, по результату конкурсного отбора на предоставление субсидии из бюджета автономного округа для оказания услуги психолого-педагогического консультирования обучающихся, родителей (законных представителей), заключено соглашение
с автономной некоммерческой организацией Центр дополнительного профессионального образования «Веста», г. Сургут.

На территории автономного округа функционируют:

опорные образовательные центры, обеспечивающие работу с детьми, имеющими особенности развития, созданные на базе государственных образовательных организаций и муниципальных общеобразовательных организаций (17);

ресурсные центры по сопровождению образовательных организаций Югры по вопросам инклюзивного образования (8).

Деятельность центров направлена на методическую помощь педагогическим работникам образовательных организаций автономного округа по овладению специальными педагогическими подходами
и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

В целях создания сети (ассоциации) школ инклюзивного образования в каждом муниципальном образовании автономного округа созданы «Школы-спутники» пилотных опорных образовательных центров.

Для развития комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями
на территории автономного округа реализуется Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями (далее – РАС) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
от 05.05.2017 № 261-рп (далее – Концепция).

В рамках реализации Концепции осуществляется комплекс мер по следующим направлениям: организационно-нормативные основы реализации плана мероприятий, создание доступной среды для детей
с РАС и другими ментальными нарушениями, оказание помощи людям
с РАС, реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка
с РАС, подготовка детей с РАС к самостоятельной жизни в обществе, оказание комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с РАС.

Ресурсным центром для обеспечения функционирования и развития региональной системы комплексной помощи детям с РАС в автономном округе определено бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет».

При поддержке Российской Федерации в лице Министерства образования и науки Российской Федерации с 2016 года в автономном округе реализуется проект «Сетевой компетентностный центр инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Инклюверсариум», который позволяет обеспечить интеграцию региональных полномочий в области инклюзивного образования на базе регионального сетевого компетентностного центра.

На базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сургутский государственный педагогический университет» создан «Ресурсный центр образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития».

В 19 профессиональных образовательных организациях и
3-х образовательных организациях высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обучается 253 студента из числа инвалидов, из них:

-получают высшее образование 57 человек;

-обучаются по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена 115 человек;

-обучаются по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих 58 человек;

-профессиональную подготовку по профессиям рабочих, должностям служащих проходят 23 человека из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.

Дополнительным образованием в автономном округе охвачены
6158 детей с особенностями в развитии (дети с ОВЗ, дети-инвалиды), что составляет 82,8% от общего количества детей указанной категории, в том числе:

По состоянию на 01.06.2018 муниципальными и негосударственными организациями разработаны и реализуются более
80 дополнительных общеобразовательных программ, реестр которых размещен на сайте Департамента.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
в 2017 году приобретены учебники в количестве 6 519 экземпляров на
сумму 6 699 314,60 рублей (в 2016 году приобретено 19 072 экземпляра на сумму 18 313 099,2 рублей).

В рамках реализации соглашения между Минобрнауки России
и автономным округом от 18.02.2017 № 074-08-423 мероприятия
2.4. «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии
с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы заключен контракт
с издательством «Просвещение» на приобретение учебников для обучающихся с ОВЗ (шрифт Брайля) в количестве 370 экземпляров на сумму 329 580 рублей.

В 2017 году на реализацию мероприятий государственной программы автономного округа «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы» образовательным организациям, подведомственным Департаменту, из средств бюджета автономного округа предусмотрено 73 500,0 тыс. рублей:

- на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры посредством проведения комплекса мероприятий по дооборудованию и адаптации
объектов – 43 500,0 тыс. рублей. Выделены средства 15 образовательным организациям. Для обучающихся приобретены и установлены поручни, системы информирования для слабослышащих;

- на приобретение комплектов специализированной учебной мебели для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного
аппарата – 1 000,0 тыс. рублей;

- 13 образовательным организациям выделены средства в размере
19 582,4 тыс. рублей на оснащение современным, специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием для создания универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов с обществом;

- на приобретение специализированного автотранспорта – 7 500,0 тыс. рублей. Поставлены 3 автобуса для инвалидов;

- на обучение сурдопереводчиков, тифлопедагогов, тьюторов, в том числе обучение на базовом уровне специалистов, оказывающих государственные услуги населению, русскому жестовому
языку – 1 317,6 тыс. рублей;

- на создание базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов – 600,0 тыс. рублей.

В рамках Государственной программы автономного округа «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы» в 2017 году предусмотрены средства в объеме
3000,0 тыс. рублей на организацию работ в информационно-образовательной среде для поддержания процесса дистанционного обучения.

В 2017 году в рамках Соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета
от 10.02.2017 № 149-08-161, выделено 2 791,90 тыс. рублей из федерального бюджета 1 дошкольной образовательной организации,
3 государственным общеобразовательным организациям, 1 организации дополнительного образования детей (объем софинансирования из бюджета автономного округа составил 11 902,22 тыс. рублей).

На указанные средства оснащены кабинеты дефектолога
в образовательных организациях и проведены мероприятия по дооборудованию и адаптации образовательных организаций для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Ежегодно образовательные организации автономного округа
в соответствии с Положением о V Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России», утвержденным заместителем Министра образования и науки Российской Федерации (далее – Конкурс), по результатам регионального этапа Конкурса, принимают участие во втором Всероссийском этапе Конкурса.

В целях выявления уровня знаний по трудовому обучению, выявления обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(с интеллектуальными нарушениями), обладающих выраженными способностями и интересами к трудовой деятельности, подготовки к самостоятельной жизни обучающихся с ограниченными возможностями   проводится олимпиада по двум направлениям трудовой и профессиональной деятельности: «Швейное дело» «Столярное дело».

В 2017-2018 учебном году в олимпиаде приняли участие
37 обучающихся 9-х, 10-11-х (12-х) классов из 11 общеобразовательных организаций, представляющих 7 муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Обучающиеся образовательных организаций автономного округа, реализующие в качестве основного вида деятельности адаптированные общеобразовательные программы, приняв участие во Всероссийском конкурсе «Лучший по профессии» (далее – Конкурс) среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями, заняли 2-е место в номинации «Столярное дело», и вошли в 20-ку сильнейших в номинации «Швейное дело», а также получили Дипломы лауреатов за высокий уровень выполнения конкурсных заданий Федерального уровня.

Ежегодно обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью принимают участие в конкурсах Всероссийского и Международного уровней:

Всероссийских конкурсах «Школа безопасности» ФГОС тест
(3 Диплома 2 степени, 1 Диплом 3 степени);

Всероссийский конкурс «Новогодняя поделка» (Диплом 1 степени);

Всероссийский конкурс «Мир вокруг нас. Домашние животные» ФГОС тест (Диплом 2 степени);

Международная игра – конкурс «Гелиантус – 2017» (1 место – 5 учащихся);

Международный творческий конкурс для детей с ОВЗ «Лучики света» (2 Диплома 2 степени);

Международная олимпиада-проект compedu.ru по «Физической культуре» (4 Диплома 1 степени);

Международный конкурс «Безопасность в сети интернет»
(2 Диплома 2 степени);

Международный конкурс «Толерантный мир» (2 Диплома
1 степени);

Международный дистанционный конкурс «Старт» литературное чтение (Диплом 2 степени);

III Международный блицтурнир «Крестики – нолики» ЦДМ «Фактор Роста» (Диплом 2 степени);

Международная олимпиада «Интолимп» «Математика 3 класс» (Диплом 1 степени).

 

 

Опубликовано: 09.08.2018 10:24        Обновлено: 09.08.2018 10:24