Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Ежегодный отчет о ходе реализации проекта «Инклюзивное образование (сеть опорных образовательных центров) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

Ежегодный отчет

о ходе реализации проекта «Инклюзивное образование

(сеть опорных образовательных центров)

в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

 

Общая информация:

        020-П00,            16.08.2016,

                        (шифр проекта)                   (дата запуска проекта)

 

Руководитель проекта: Лашина Ирина Константиновна.

(ф.и.о.)

Куратор проекта: Кольцов Всеволод Станиславович.     

                                                                       (ф.и.о.)

Цели проекта:

1. Увеличение доли детей-инвалидов, для которых в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре будут созданы условия получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования.

2. Увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов.

Информация о ходе реализации проекта в 2016 году:

В автономном округе, в связи с введением Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в качестве приоритетного направления развития системы образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается инклюзивное образование: организация полноценного образовательного процесса в школе совместно со сверстниками, не имеющими отклонения в развитии.

В 2016 году в целях создания в общеобразовательных организациях автономного округа системных процессов, обеспечивающих доступность и качество образовательных условий и услуг для детей-инвалидов и детей с особенностями развития Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее- Департамент) реализуется проектная инициатива «Инклюзивное образование (сеть опорных образовательных центров) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее также проект).

 

Конечной целью проекта предусмотрено открытие к апрелю 2017 года не менее 15-ти опорных образовательных центров. Для этого Департаментом запланировано проведение конкурсного отбора образовательных организаций автономного округа, в том числе
с возможностью участия муниципальных образовательных организаций из числа «Школ-спутников».

Реализация проекта позволит к апрелю 2017 года создать условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования детей-инвалидов, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста 96%, а также увеличить долю общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов,
в общем количестве общеобразовательных организаций в 2016 году до 21,4 %, в 2017 году до 22,3 %.

В 2016 году реализация данного проекта обеспечена 18 672,5 рублями из федерального и регионального бюджетов за счет средств государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы» и Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы».

В рамках реализации проектной инициативы разработан паспорт, календарный план проекта «Инклюзивное образование (сеть опорных образовательных центров) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

В течение 2016 года командой проекта достигнуты следующие контрольные точки:

1.                Подписано Соглашение между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее – Соглашение) (плановая дата окончания - 03.06.2016; фактическая дата окончания - 03.06.2016).

В рамках Соглашения Департаментом на 2016 год обеспечена работа по созданию условий для получения качественного образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья:

в 4 дошкольных образовательных организациях;

в 4 общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

В рамках реализации Соглашения предусмотрено достижение следующих показателей:

увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования до 16 % в 2016 году (до 17,1 % в 2017 году);

увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования до 21,4 % в 2016 году (до 22,3 % в 2017 году);

увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста до 80 % в 2016 году (до 85 % в 2017 году);

увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста до 96 % в 2016 году (до 97 % в 2017 году);

увеличение доли образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций дополнительного образования до 13,3 % в 2016 году (до 14,7 в 2017 году);

увеличение доли образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в автономном округе до 15,3 % в 2016 году (до 15,9 % в 2017 году).

2.                Организована деятельность пилотных образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития (плановая дата окончания - 19.07.2016; фактическая дата окончания - 19.07.2016).

Департаментом разработано положение об отборе учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для создания пилотных опорных образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития, которым определена процедура поведения конкурсного отбора учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для создания опорных образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития (приказ Департамента от 26.05.2016 № 843).

Приказом Департамента от 16 июня 2016 года № 976 «Об итогах Конкурсного отбора учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для создания пилотных опорных образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития и присвоении им статуса пилотных опорных образовательных центров» определены 7 опорных образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития.

В соответствии с приказом Департамента от 19.07.2016 № 1150 «Об организации деятельности пилотных опорных образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенностями развития»:

утверждено распределение образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по взаимодействию с пилотными опорными образовательными центрами автономного округа для сопровождения вопросов организации обучения детей, имеющих особенности развития;

определено на территории муниципальных образований автономного округа создание «Школ-спутников» для пилотных опорных образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития, на базе муниципальных образовательных организаций;

установлено методическое и информационное взаимодействие между «Школами – спутниками» и пилотными опорными образовательными центрами, обеспечивающими работу с детьми, имеющими особенности развития.

3.                В целях создания условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Департаментом реализуется план мероприятий («дорожная карта») по организации инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения дошкольного и общего образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2018 годы (приказ Департамента от 25.08.2016 № 1291) (плановая дата окончания - 25.08.2016; фактическая дата окончания - 25.08.2016).

Реализация плана мероприятий («дорожная карта») по организации инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения дошкольного и общего образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2018 годы позволит обеспечить организационно-правовое, организационно-методическое, кадровое, информационное сопровождение развития инклюзивного образования, а также совершенствование деятельности психолого-медико-педагогических комиссий.

4.                В целях создания банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, детях-инвалидах, в том числе получающих услугу в условиях инклюзивного образования в образовательных организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департаментом разработан приказ от 01.09.2016 № 1318 «О формировании банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, детях-инвалидах, в том числе получающих услугу в условиях инклюзивного образования в образовательных организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (плановая дата окончания - 30.09.2016; фактическая дата окончания - 30.09.2016), которым утверждены:

формы учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, детях-инвалидах, в том числе с расстройствами аутистического спектра, получающих образовательные услуги;

формы учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, детях-инвалидах, получающих образовательные услуги в условиях инклюзивного образования.

Сбор информации о детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с расстройствами аутистического спектра, детях-инвалидах, получающих образовательные услуги в условиях инклюзивного образования, проводится один раз в полугодие.

5.                Проведены семинары-совещания (практикум) для руководителей и сотрудников опорных образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития (плановая дата окончания - 28.10.2016; фактическая дата окончания - 28.10.2016).

22.10.2016 проведен семинар-совещание (практикум) для руководителей и педагогических работников пилотных опорных образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития (далее – семинар-совещание).

В семинаре-совещании приняли участие руководители и сотрудники пилотных опорных образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития; представители муниципальных образовательных организаций - «Школ – спутников» пилотных опорных образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития; а также представители Ресурсного центра образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет».

Всего в семинаре приняло участие более 300 специалистов сферы образования.

На семинаре-совещании рассмотрены вопросы, связанные с основными задачами деятельности пилотных опорных образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, в том числе по сопровождению инклюзивного образования, а также реализации плана мероприятий («дорожной карты») развития сети опорных реабилитационных и образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016 -2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 29 апреля 2016 года № 205-рп.

Перед участниками семинара выступил руководитель ресурсного центра образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский Государственный педагогический университет» Н.И. Рассказова, старший научный сотрудник Ресурсного центра образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития, бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет».

В рамках семинара были заслушаны доклады и выступления об организации деятельности пилотных опорных образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития, о взаимодействии пилотных опорных образовательных центров с муниципальными образовательными организациями, об особенностях организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях.

6.                Организованы и проведены курсы повышения квалификации руководящих и педагогических работников образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития (плановая дата окончания - 29.11.2016; фактическая дата окончания - 29.11.2016).

В рамках методического и кадрового обеспечения на базе автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования», Ресурсного центра образовательных технологий проведены курсы повышения квалификации, в том числе для руководящих педагогических работников опорных образовательных центров.

Для проведения курсов повышения квалификации сформированы группы педагогов, разработаны методические материалы на бумажных и электронных носителях. Выданы 127 удостоверений о повышении квалификации руководящим и педагогическим работникам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Автономным учреждением дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» разработаны и распространены среди педагогической общественности, в том числе в электронном формате, методические пособия по организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС обучающихся с ОВЗ.

7.                В целях получения экспертной общественной оценки членам Общественного совета при Департаменте представлен доклад о ходе реализации проекта «Инклюзивное образование (сеть опорных образовательных центров) в Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре» (плановая дата окончания - 29.12.2016; фактическая дата окончания - 29.12.2016).

Членами Общественного совета отмечено, что реализация проекта осуществляется в соответствии со сроками, указанными в календарном плане проекта, достигнуты определенные показатели для функционирования ресурсных центров инклюзивного образования, открытых в том числе на базе государственных общеобразовательных организаций, формирование универсальной безбарьерной среды в образовательных организациях. Замечания и предложения отсутствуют.

8.                Проведены встречи с участниками образовательного процесса, в том числе родительские собрания по вопросу организации и внедрения инклюзивного образования в образовательных организациях (плановая дата окончания - 30.12.2016; фактическая дата окончания - 30.12.2016).

С целью повышения родительской компетентности по вопросам инклюзивного образования на базе опорных образовательных организаций проведены встречи с родительской общественностью.

Основными задачами встреч с родительской общественностью являлись:

знакомство родителей с основными принципами реализации инклюзивного образования;

формирование у родителей первичных (общих) представлений об инклюзивном образовании;

повышение сензитивности к детям с особенностями развития, развитию способности сопереживать, оказывать поддержку детям.

Проведены консультации для педагогов, административных работников образовательных организаций.

Основные темы консультаций: организация инклюзивного образования; составление рабочих программ; условия обучения детей с ОВЗ; диагностика ребенка и получение рекомендаций логопеда, дефектолога; технология Монтессори; методы и технологии обучения детей с нарушением интеллекта; разработка вариантов СИПР;   организация итоговой аттестации умственно отсталого обучающегося по программе трудового обучения.

         По результатам реализации проекта «Инклюзивное образование (сеть опорных образовательных центров) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» можно констатировать, что развитие сети опорных образовательных центров реализуется через следующие направления деятельности: организационно-правовое, организационно-методическое, кадровое и информационное и позволяет решать актуальные задачи введения инклюзивного образования, в числе которых диссеминация новейших, образовательных методик, обеспечивающих современные и востребованные потребности в образовательных услугах указанной категории лиц, а также формирование положительного фона к инновациям в сфере образования.

 

 

 

Руководитель проекта

_________________    /И.К. Лашина/

        (подпись)                                   (инициалы, фамилия)

 

«_____» _______________ 2017 года

 

 

 

 

Опубликовано: 11.07.2018 12:19        Обновлено: 11.07.2018 12:19