Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Исполнении мероприятий Межведомственных комплексных планов по вопросу образования инвалидов (детей-инвалидов) и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (по состоянию на 01.01.2018)

Информационная справка

об исполнении мероприятий Межведомственных комплексных планов по вопросу образования инвалидов (детей-инвалидов) и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

(по состоянию на 1.01.2018)

  1. Информация об исполнении мероприятий межведомственных планов общего и дополнительного образования:

 п/п  

Наименование мероприятий

 Реализация мероприятий

1.

Реализация плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО соответственно).

С 1 сентября 2016 года во всех общеобразовательных организациях автономного округа реализуются федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО).

2.

Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную

деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра ежегодно заключает Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету автономного округа на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, с целью создания в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.

В 2016 году – Соглашение от 22.06.2016 № 16-С-13-ГП-12;

в 2017 году – Соглашение от 10 февраля 2017 года № 149-08-161.  

За счет средств субсидий федерального бюджета и бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

-приобретены сенсорные моноблоки, мультимедийные системы, интерактивные доски, интерактивные столы, комплекс для кабинета психолога, короткофокусный проектор (2016 год);

-оснащены кабинеты дефектолога в образовательных организациях и проведены мероприятия по дооборудованию и адаптации образовательных организаций для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (2017 год).

3.

Проведение ежегодного Всероссийского конкурса «Лучший по профессии» среди обучающихся с ОВЗ

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра ежегодно принимает участие во Всероссийском конкурсе «Лучший по профессии» среди обучающихся с ОВЗ.

В 2016 году в конкурсе приняли участие обучающиеся казенного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2» и казенного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» в номинациях «Столяр», «Швея».

По результатам проведения Конкурса все участники награждены грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за участие.

Байкуатов Шамиль, обучающийся казенного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2», награжден дипломом Министерства образования и науки Российской Федерации за занятое первое место среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями по виду трудовой деятельности «Столярное дело» (номинация: «Столяр»).

Зубарева Дарья, обучающаяся казенного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» награждена дипломом Министерства образования и науки Российской Федерации за занятое третье место по виду трудовой деятельности «Швейное дело» (номинация: «Швея»).

Учителям за качественную подготовку участников Конкурса Министерством образования и науки Российской Федерации объявлена благодарность.

В 2017 году в конкурсе приняли участие обучающиеся трех образовательных организаций автономного округа, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные общеобразовательные программы: казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская школа с профессиональной подготовкой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2».

По результатам Конкурса обучающиеся казенного общеобразовательного учреждения «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2»: Шумилин Александр занял 2-е место в номинации «Столярное дело», Буржумова Афият вошла в 20-ку сильнейших в номинации «Швейное дело».

Дипломом лауреата за высокий уровень выполнения конкурсных заданий награждены обучающиеся казенного общеобразовательного учреждения «Сургутская школа с профессиональной подготовкой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»: Ключникова Виктория в номинации «Швейное дело и технология моды» и Крупин Никита в номинации «Столярное дело».

4.

Реализация плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года

Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент) разработан и реализуется план мероприятий по развитию системы ранней помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года, утверждённый приказом Департамента от 24.08.2017 № 1273.

В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.07.2013 
№ 281-п «Об оказании методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях» на территории автономного округа функционирует 342 консультационных пункта (центра) на базе образовательных организаций, в которых проводится работа с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, а также коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия, психологические тренинги с детьми и семьями.

В 2017 году услугами консультационных пунктов (центров) воспользовались 7 503 семьи, имеющие детей с ОВЗ, в том числе 3989 семей, имеющих детей в возрасте до трех лет.

С целью оказания услуг ранней помощи на базе дошкольных образовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, функционируют:

группы ранней помощи (на 01.12.2017 услугами групп ранней помощи воспользовались 719 семей, имеющих детей дошкольного возраста);

лекотеки.

В целях осуществления информационного обеспечения на базе дошкольных образовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, проводится работа по организации: родительских собраний, тренингов, занятий с родителями и педагогами, семинары-практикумы.

В оказании услуг ранней диагностики, социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 6 лет) участвуют негосударственные (немуниципальные) организации, оказывающие услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 6 лет) Негосударственные (немуниципальные) организации имеются

в: г. Нижневартовске, г. Сургуте, г. Урае, г. Югорске, Сургутском районе.

Информационная поддержка семей, воспитывающих детей, имеющих особенности развития, в том числе по вопросам развития ранней помощи   осуществляется путем размещения информации различной направленности на сайте Департамента в разделе «Образование для лиц с особыми образовательными потребностями», в который включен подраздел «Информация для родителей и детей с особыми образовательными потребностями».

На официальном сайте ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет» функционирует информационно образовательный кластер «Ресурсный центр», который состоит из следующих разделов: «Правовой навигатор», «Образовательный навигатор», «Пилотные центры», «Семейный навигатор», «Консультации», осуществляется регулярное пополнение содержания разделов.

В разделе «Семейный навигатор» созданы рубрики: «Родителям «Особого ребенка», «Детям».

Во исполнение приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.06.2017 №486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм», в соответствии с приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.10.2017 № 1578 
«Об организации работы по разработке перечня мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, мероприятий по общему и профессиональному образованию, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида» в 2017 году обеспечена разработка перечня мероприятий, в части психолого-педагогической реабилитации или абилитации, по 4037 индивидуальным программам реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, в 2016 году - по 3432 индивидуальным программам.

5.

Проведение ежегодного Всероссийского конкурса "Психолог года"

Победители региональных этапов Всероссийского конкурса    ежегодно принимают участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог России».

6.

Поведение курсов повышения квалификации, семинаров, конференций для педагогов и специалистов образовательных организаций по вопросам реализации ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО

В 2017 году на базе Автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» (далее – Институт развития образования) 734 педагога образовательных организаций автономного округа, работающих с детьми-инвалидами и с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по программам:

«Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (131 педагог);

«Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы» (223 педагогических работника);

«Особенности деятельности специалистов сопровождения при включении детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в общеобразовательных организациях» (117 педагогов);

«Психолого-педагогические технологии организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (156 педагога);

 «Образовательные и реабилитационные методики работы с детьми и подростками с расстройствами аутистического спектра» (107 педагога).

В 2017 году на базе бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический институт» 246 педагогов образовательных организаций автономного округа, работающих с детьми-инвалидами и с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по программам:

«Методические и содержательные аспекты образования в условиях введения ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (96 педагогов);

«Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС НОО» (105 педагогов);

«Требования к структуре, содержанию и условиям реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (45 педагога).

Также для педагогов образовательных организаций автономного округа, работающих с детьми-инвалидами и с детьми с ограниченными возможностями здоровья Институтом развития образования проведены семинар на тему «Учебно-методическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями стандартов образования обучающихся с ОВЗ» и окружная Конференция по вопросам организации образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2017 году, в которых приняли участие 294 человека.

7.

Организация подготовки специалистов
(тьюторов) региональных институтов
развития образования, институтов повышения
квалификации по вопросам организации
инклюзивного образования детей-инвалидов

На базе государственного автономного образовательного учреждения высшего образования г. Москвы «Московский городской педагогический университет» в период со 2 сентября по 30 сентября 2016 года 3 специалиста Автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» прошли курсы повышения квалификации по программе «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов в образовательных организациях».

В период с 22 августа по 2 сентября 2016 года 24 педагога, работающие с детьми-инвалидами и с детьми с ограниченными возможностями здоровья, направлены на курсы повышения квалификации, организованные Федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (г. Москва), по программе «Деятельность тьюторов в условиях модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и адаптированными образовательными программам и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

8.

Проведение повышения квалификации специалистов психолого-медико-педагогических комиссий (далее – ПМПК) по использованию новых классификаций и критериев, позволяющих определить основания для подтверждения статуса «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» для формирования заключений ПМПК

В 2017 году на базе Института развития образования 215 специалистов территориальных психолого-медико-педагогических комиссий (далее – ПМПК) автономного округа прошли курсы повышения квалификации по программе «Современные подходы к проведению комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей».

На указанных курсах повышениях квалификации рассмотрены в том числе вопросы по использованию новых классификаций и критериев, позволяющих определить основания для подтверждения статуса «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» для формирования заключений ПМПК.

Для специалистов ПМПК Институтом развития образования также проведены семинары, в которых приняли участие 215 человек, по следующим темам:

«Актуальные вопросы деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в условиях реализации современной образовательной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

«Соблюдение единых требований к формулированию заключений специалистов в системе психолого-медико-педагогических комиссий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

«Совершенствование деятельности специалистов ПМПК в повестке актуальной образовательной политики».

9.

Проведение ежегодного всероссийского конкурса «Лучшая Инклюзивная школа России»

Во Всероссийском конкурсе «Лучшая Инклюзивная школа России» в 2016 году приняли участие две образовательных организации - победители регионального этапа Конкурса.

В 2017 году приняли участие пять образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – победители регионального этапа Конкурса.

Лауреатами второго этапа Конкурса стали:

-в номинации «Лучший ресурсный центр по инклюзивному образованию – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4, г. Ханты-Мансийск;

-в номинации «Лучшие практики профориентационной работы в инклюзивной школе» – казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская школа с профессиональной подготовкой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», г. Сургут.

10.

Проведение мониторинга по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов  
и предоставляемых услуг в образовательных организациях субъектов Российской
Федерации

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре утверждены и реализуются план мероприятий («Дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – дорожная карта автономного округа) (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.01.2017 № 22-п), приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - Департамент) от 30.06.2016 № 1067 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Для достижения показателей дорожной карты автономного округа в рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы» выделяются финансовые средства образовательным организациям, подведомственным Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

По состоянию на 31.12.2017 в автономном округе создана универсальная безбарьерная среда для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для получения инклюзивного образования в 113 образовательных организациях:

- в 2014 году - 39 общеобразовательных организациях и 1 образовательной организации санаторного типа, что составляет 12,8 % от общего числа образовательных организаций;

- в 2015 году – в 26 общеобразовательных школах (20 %);

- в 2016 году – в 4 образовательных организациях, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные общеобразовательные программы (21,4 %), в 19 организациях дошкольного образования (16 %), в 24 организациях дополнительного образования (13,3 %):

- в 2017 году - в 4-х образовательных организациях, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные общеобразовательные программы, 1 организации дополнительного образования, что составляет 15,9 % от общего числа образовательных организаций.

Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2016, 2017 годах обеспечено достижение запланированных значений показателей доступности.

11.

Анализ работы субъектов Российской ежегодно Федерации по реализации планов («дорожных карт») по повышению показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в образовательных
организациях

В автономном округе реализуются план мероприятий («Дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – дорожная карта автономного округа) (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.01.2017 № 22-п), план мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (приказ Департамента от 30.06.2016 № 1067). Также Департаментом издан приказ от 14.11.17 № 1682 «Об утверждении ответственных лиц за внесение информации о доступности государственных объектов в сфере образования для маломобильных групп населения в Публичном уровне Территориальной информационной системы Югры». Указанным правовым актом руководителям муниципальных органов, осуществляющим управление в сфере образования, руководителям организаций, подведомственных Департаменту, рекомендовано обеспечить размещение сведений, содержащихся в паспортах доступности, в Территориальной информационной системе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ТИС Югры).

Для достижения показателей дорожной карты автономного округа в 2017 году выделены средства из бюджета автономного округа образовательным организациям, подведомственным Департаменту, в рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы» на сумму 73 500,0 тыс. руб.

В ходе реализации дорожной карты автономного округа в 2017 году достигнуты следующие показатели:

-удельный вес введенных с 1 июля 2016 года в эксплуатацию объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, в которых предоставляются услуги населению, а также используемых для перевозки населения транспортных средств, полностью соответствующих требованиям доступности для инвалидов (от общего количества вновь вводимых объектов и используемых для перевозки населения транспортных средств), в сфере образования составляет 100%;

- удельный вес существующих объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, которые в результате проведения после 1 июля 2016 года капитального ремонта, реконструкции, модернизации полностью соответствуют требованиям доступности для инвалидов (от общего количества объектов, прошедших капитальный ремонт реконструкцию, модернизацию), в сфере образования составляет 100%;

- увеличение удельного веса объектов, на которых обеспечиваются условия индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного их передвижения по зданию (при необходимости - по территории объекта), в сфере образования от общей численности объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги, составляет 30,6 %;

- удельный вес объектов, на которых обеспечено сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи (от общей численности объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги), в сфере образования составляет 100%;

- увеличение удельного веса объектов с надлежащим размещением оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам (местам предоставления услуг) с учетом ограничений их жизнедеятельности (от общей численности объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги), в сфере образования составляет 21,3 %;

- увеличение удельного веса объектов, на которых обеспечено дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (от общей численности объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги), в сфере образования

составляет 16 %;

- увеличение удельного веса услуг, предоставляемых с использованием русского жестового языка сурдопереводчиком и тифлосурдопереводчиком от общего количества предоставляемых услуг, в сфере образования составляет 6 %;

- доля работников организаций, на которых административно-распорядительным актом возложено оказание инвалидам помощи при предоставлении им услуг (от общего количества сотрудников персонала, предоставляющих данные услуги населению), в сфере образования составляет 100%;

- увеличение удельного веса транспортных средств, используемых для предоставления услуг населению, соответствующих требованиям по обеспечению их доступности для инвалидов (от общего количества транспортных средств, на которых осуществляются перевозки пассажиров), в сфере образования составляет 47,8 % (приобретены автотранспортные средства);

- увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста составляет 97 %;

- увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста составляет 35 %;

- увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста составляет 85 %;

- доля инвалидов, получающих образование на дому, в том числе дистанционно, от общего числа обучающихся инвалидов, нуждающихся в получении образования на дому, в том числе дистанционно, составляет 100 %;

- доля педагогических работников образовательных организаций, прошедших специальную подготовку для работы с инвалидами, от общего числа педагогических работников образовательных организаций составляет 13 %;

- численность подготовленных для работы с инвалидами тьюторов, помощников, посредников в расчете на определенное количество (10 чел.) обучающихся инвалидов составляет 3,5 %;

- доля образовательных организаций, в которых обеспечены специальные условия для получения образования инвалидами и другими обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, предусмотренные частью 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от общего количества образовательных организаций составляет 26%;

- удельный вес приспособленных для обучения инвалидов (по зрению, слуху, инвалидов с нарушением функции опорно-двигательного аппарата) аудиторий и иных помещений от общего числа аудиторий и помещений в образовательных организациях составляет 16,8%.

В 2017 году показатели, установленные дорожной картой автономного округа, достигнуты.

 

Опубликовано: 11.07.2018 15:03        Обновлено: 11.07.2018 15:03