Размер:
Цвет:

Доклад Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних

Профилактика суицидального поведения

среди несовершеннолетних

 

В современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение в обществе. При этом отсутствие действенных механизмов, которые способны обеспечить равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта, приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных отношений.

Стремительное развитие информационно-коммуникативных технологий создало условия для незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащего материалы с детской порнографией, изготовлением и распространением наркотических и психоактивных веществ и посвященных суицидам. Пример тому распространение информации среди подростков про группы в социальных сетях суицидальной направленности со следующим названием (Киты плывут вверх, разбуди меня в 4.20, f57, f58, Тихийдом, море китов, 50 дней до моего…,), так сказать новый тренд среди молодежи, как говорят Дети «покупают» свою смерть. Приобретая приложение или вступая в группу в ВК за ними закрепляется человек который следит за выполнением заданий, последним этапом игры является суицид.

На этом фоне все в большей степени наблюдаются процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга и отдыха.

В результате этих и других факторов растут или ослабляются стабильно высокие асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявления суицидального поведения.

В соответствии со статистическими данными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2015 году было зафиксировано 68 суицидальных попыток среди несовершеннолетних, что составило 17,5 на 100 тыс. детского населения (0-17 лет), из них количество завершенных суицидов-7. В 2016* году 97 суицидальных попыток – 25 на 100 тыс. детского населения (0-17 лет), из них 8 завершенных суицидальных попыток. Темп прироста суицидальных попыток среди несовершеннолетних, анализируя 2015 и 2016 год, составил плюс 42,9%. *показатели за 2016 год являются предварительными, проводится сверка данных показателей.

Если проанализировать показатели суицидальных попыток среди несовершеннолетних по муниципальным образованиям можно отметить территории с положительным показателем прироста за анализируемый период 2015-2016 год, это такие территории как Кондинский район (2015-1, 2016-3), Нефтеюганский район (2015-2, 2016-5), Сургутский район (2015-2, 2016-3), Ханты-Мансийский район (2015-0, 2016-1), г. Когалым (2015-2, 2016-3), г. Покачи (2015-0, 2016-6), г. Пыт-Ях (2015-0, 2016-1), г. Радужный (2015-2, 2016-3), г. Югорск (2015-0, 2016-2), г. Нефтеюганс (2015-6, 2016-7), г. Нижневартовск (2015-12, 2016- 22), г. Сургут (2015-13, 2016-23), г. Ханты-Мансийск (2015-6, 2016-7).

Так же хочется отметить территории, на которых за анализируемый период не зафиксированы суицидальные попытки среди несовершеннолетних, - это Нижневартовский район, Белоярский район, г. Лангепас.

Если рассматривать показатели суицидальных попыток по гендерному типу на территории автономного округа, то складывается следующая картина. В 2015 году из 68 суицидальных попыток 55 (81%) попыток совершенно девочками, а 13 (19%) мальчиками. В 2016 года из 97 суицидальных попыток, 68 (70%) попытки совершены девочками и 29 (30%) попыток мальчиками. Таким образом, количество суицидальных попыток среди девочек преобладает.

По формам суицидальных попыток в 2015 году составило: 31 случаев (45%) отравление медикаментами, 27 случай (40%) преднамеренное самоповреждение, 6 случаев (9%) через повешенье, 4 случая (6%) падение с высоты. В 2016 году 54 случаев (55%) отравление медикаментами, 33 (34%) случаев преднамеренное самоповреждение, 9 случаев (9%) повешенье, 1 случай (1%) падение с высоты.

Решение проблемы предупреждения и профилактики суицидального поведения детей, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации, употребления психоактивных веществ и жестокого обращения с детьми требует комплексного подхода и невозможно без активного участия педагогических работников и родителей (законных представителей).

При соответствующей подготовке родителей (законных представителей), совместно с педагогическими работниками, работающими в том числе и с детьми, оказывающимся в трудной жизненной ситуации, могут и должны стать наиболее активными субъектами профилактики суицидального поведения, употребления психоактивными веществами и жестокого обращения с детьми в детской подростковой среде.

Российская Федерация активно интегрируется в стремительно глобализирующееся мировое образовательное пространство с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми.

Одновременно, многие родители (законные представители), которые ответственно относятся к выполнению своих родительских обязанностей, не обладают достаточными знаниями о критериях здоровья, о причинах, признаках, последствиях, способах своевременного выявления и предупреждения различных форм аддиктивного поведения у детей и подростков, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также жестокого обращения с детьми.

В этой связи возникает необходимость реализации дополнительных мер, направленных на повышение уровня компетентности и осведомленности родителей и педагогических работников, работающих в том числе с детьми, оказывающимся в трудной жизненной ситуации, по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ и жестокого обращения с детьми.

Одной из таких мер должно стать целенаправленное и систематическое обучение педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ и жестокого обращения с детьми.

Основной целью организации обучения педагогических работников, работающих с детьми находящимися в трудной жизненной ситуации, а так же родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ и жестокого обращения с детьми является создание адаптивных условий для формирования безопасной и комфортной среды для ребенка в образовательной организации и семье, а также обеспечение помощи и гарантии прав и интересов детей всех возрастов и групп.

Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач:

Внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

Внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, и жестокого обращения с детьми;

Повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, предоставляемой детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, также доведение стандартов этой работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества;

Повышение правовой грамотности в вопросах нормативного правового регулирования работы по профилактике употребления психоактивных веществ, жестокого обращения с детьми, суицидального поведения, обеспечения защиты прав интересов детей;

Повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, и жестокого обращения с детьми;

Формирование условий для организации взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса по вопросам защиты прав и интересов детей, профилактики суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, жестокого обращения с детьми;

Повышение правовой грамотности и культуры родителей (законных представителей) детей по вопросам защиты и интересов детей, профилактики употребления психоактивных веществ, жестокого обращения с детьми;

Повышение ответственности родителей (законных представителей) за здоровое, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие своих детей;

Повышение мотивации родителей (законных представителей) обучающихся к саморазвитию, самопознанию и самосовершенствованию по вопросам профилактики суицидального поведения детей, употребления ими психоактивных веществ и жестокого обращения;

Обучение родителей (законных представителей) детей современным формам работы с детьми в семье по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ, суицидального поведения, а также способствующих созданию в семье здоровой жизненной ситуации;

Формирование у родителей (законных представителей) детей практических навыков по созданию в семье здоровой и безлопастной среды для ребенка.

 

По последовательности профилактика суицидального поведения разделяется на первичную и вторичную.

В настоящее время Первичная профилактика осуществляется базе кабинетов социально-психологической помощи или «антикризисных кабинетов» и в рамках службы «Телефон доверия». Задача первичной профилактики состоит в предупреждении суицидов у контингента лиц, находящихся в состоянии психологического кризиса и представляющих собой группу риска.

1. В автономном округе проводится информирование населения и организация работы единой социально-психологической службы «Телефон доверия» 8-800-101-1212, 8-800-101-1200, «Детский телефон доверия», 8-800-2000-122.

В 2015 году обращений в Единую социально-психологическую службу «Телефон доверия» составило 9360 обращений из них 369 несовершеннолетние. В 2016 году 9949 обращений из них несовершеннолетние 479.

2. На территории автономного округа организованы кабинеты медико-социально-психологической помощи (антикризисные).

              Разработана Памятка по маршрутизации в рамках оказания антикризисной помощи несовершеннолетним, проживающим в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, с указанием всех контактов по муниципальным территориям.

3. В рамках первичной профилактики проводятся практические занятий среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях ХМАО-Югры, включает информационный видео блок «Бесплатный звонок!» - направленный на предоставление информации о детских службах, оказывающую экстренную медико-психологическую помощь детям и подросткам.

4. В 2015 году были разработаны методические рекомендации по раннему выявлению склонности суицидального поведения у несовершеннолетних. В данном методическом пособии разработан АЛГОРИТМ действий психолога образовательного учреждения в случае диагностирования у учащегося высокой/средней степени суицидального риска, а также в случае предпринятой незавершенной суицидальной попытки.

Так же имеются Рекомендации педагогам и социальным работникам по профилактике суицидального поведения, ведения просветительской работы. Рекомендации   для   руководителей   организаций   и   должностных   лиц   по ведению беседы с человеком, находящемся в суицидоопасном состоянии.

Вторичная профилактика направлена на предотвращение повторных суицидов, что может решаться в кризисных стационарах и на уровне кабинетов социально-психологической помощи. Специалисты, задействованные в работе суицидологической службы, проводят сопровождение суицидента в период реадаптаци, осуществляя весь комплекс мероприятий по восстановлению его здоровья, нормализации социального психологического, профессионального, образовательного статуса и прочие необходимые меры антисуицидальной направленности.   

В заключении хочется сказать, что развитие деятельности по профилактике суицидов может быть обеспечено только при комплексном, мультидисциплинарном подходе, объединяющем усилия, как административных органов, так и специалистов разного профиля. Деятельность по профилактике суицидов не может ограничиваться только усилиями психиатрической службы.

 

 

Содержание мер профилактики суицидального поведения

 

Направление деятельности

Цель

Исполнители

Информационно – корректирующие мероприятия

Формирование здорового образа жизни, установок о недопустимости преждевременного ухода из жизни, информирование населения о существовании телефона доверия, кабинетов социально-психологической помощи, центров психолого-педагогической помощи, и других структур, имеющихся в территории.

Учреждения здравоохранения.

Учреждения социальной защиты.

Социальные мероприятия

Изменение социального статуса, социально-экономических условий жизни потенциальных суицидентов.

Средства массовой информации.

Учреждения образования. Учреждения социальной защиты.

Служба занятости.

Психологическая коррекция

Изменение личностных установок, повышение уровня психологической защищенности, активизация антисуицидальных факторов.

Средства массовой информации.

Учреждения образования.

Учреждения здравоохранения.

Учреждения социальной защиты.

Специализированные психиатрические (собственно суицидологические)

Оказание психиатрической, психотерапевтической, психологической помощи лицам в кризисных состояниях в пресуициде и после совершенной суицидальной попытки.

Учреждения здравоохранения.

 

Общемедицинские

Лечебные мероприятия, направленные на устранение соматических последствий после суицидальной попытки.

Учреждения здравоохранения.

 

Опубликовано: 12.07.2018 11:05        Обновлено: 12.07.2018 11:05