Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Раннее выявление малолетних детей, находящихся в социально опасном положении

Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое пособие

«Раннее выявление детей, находящихся в социально-опасном положении»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ханты-Мансийск,2013 г.

 

Методическое пособие по организации работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении. – Ханты-Мансийск:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составители:         Мальцева Н. С., директор БУ «Центр психолого-педагогической

                                 реабилитации и коррекции»

                                             Морозова А. Н., начальник информационно-методического отдела БУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

 

                                             Ведрова Л. А., методист БУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое пособие разработано для сотрудников дошкольных воспитательных учреждений, по организации работы детьми, находящимися в социально-опасном положении, включающие в себя диагностический инструментарий, с целью выявления особенностей семейного воспитания, а так же мерах, направленных на защиту прав и законных интересов детей.

Содержание

Введение

 

1.            Теоретические основы организации работы с малолетними детьми и семьями, оказавшимися в социально-опасном положении

1.1.            Социально-психологические особенности семей, оказавшихся в социально-опасном положении

1.2.            Формы и виды жестокого обращения с детьми

1.1.1. Физическое насилие и жестокое обращение над ребенком и его последствия

1.1.2 .Сексуальное насилие над ребенком и его последствия

1.1.3. Эмоциональное (психологическое) насилие над ребенком и его последствия      

1.1.4. Пренебрежение нуждами ребенка, как одного из видов насилия и последствия

 

2.      Алгоритм работы с детьми и семьями, оказавшимися в социально-опасном положении

2.1       Организация работы специалистов с детьми, оказавшимися социально опасном положений

2.2       Программа обследования ребенка

2.3       Оказание социально-психологической помощи детям, пострадавшим от семейного насилия

 

Словарь терминов

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждый родившийся ребенок по своему социальному и природному предназначению является продолжателем рода человеческого. Ребенок в общении с взрослыми и под их постоянным руководством и влиянием постепенно овладевает разнообразными видами деятельности, отношений, способами поведения, приобретает жизненный опыт, учится быть человеком. Поэтому так важно, какие взрослые окружают ребенка в семье, а также в детском саду, школе, в обществе в целом [Защита детей от жестокого обращения/под ред. Е.Н. Волковой. – СПб.: Питер, 2007. – 256с. ].

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной их которых является насилие и жестокое обращение с детьми. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост жертв детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения. Причины скрываются в политической, социально-экономической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультур, изменений ценностных ориентаций родителей, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов [Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением/под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 239с. ].

            Все это служит благодатной почвой для развития разных форм насилия, которое становится определяющей характеристикой реальности современного общества России.

            Многие дети постоянно живут и растут в контексте негативных социальных, психологических, экономических явлений, их окружающих. В настоящее время много детей-сирот, имеющих статус как полной, так и социальной сироты, ставших в силу обстоятельств безнадзорными, детей из неблагополучных семей с низким уровнем культуры, экономической обеспеченности, с аморальной или криминальной атмосферой. У многих детей глубокая неудовлетворенность потребности в личностном общении с взрослыми, обида на их безразличие, непонимание. Это ведет к развитию повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, неустойчивой самооценке, к сложностям в становлении личности, к предрасположенности к асоциальным действиям, осложняет нормальное протекание процессов социализации и индивидуализации. Поэтому защита детей и подростков от негативных явлений современной жизни – приоритетная задача общества, обязанность всех взрослых, составляющих общество [Защита детей от жестокого обращения/под ред. Е.Н. Волковой. – СПб.: Питер, 2007. – 256с. ].

Методические рекомендации предназначены для специалистов социальных и реабилитационных центров, учреждений ДОУ, родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Теоретические основы организации работы с малолетними детьми и семьями, оказавшимися в социально-опасном положении

Детство - это важный и ответственный период в жизни каждого человека. На свет появляется беззащитное существо, которое с помощью взрослого становится благородным человеком, знающей личностью.

Как нужны солнце, воздух, вода для всего живого на земле, так важны поддержка, любовь, привязанность, теплота, ласка матери и отца для каждого ребёнка. Отношения привязанности между взрослыми, значимыми для ребёнка, помогут маленькому человеку войти в мир. Опыт раннего детства очень важен для дальнейшей жизни. К сожалению, нередко в наше время встречаются семьи, в которых между родителями и ребёнком возникает отчуждение, когда дети ощущают себя нелюбимыми и сильно страдают из-за этого. Недостаточное или неправильное общение младенца со взрослыми, в первую очередь с родителями, ведёт к отклонениям и задержкам в его психическом развитии уже с первых лет жизни. Кроме этого, существует ряд семей, в которых проявляется физическое, психологическое, моральное насилие по отношению к ребёнку, а также пренебрежение основными детскими интересами и нуждами. А причиной тому, является склонность родителей к употреблению спиртных напитков, отсутствие навыков и знаний, необходимых для воспитания детей, осуществления должного ухода. И права ребёнка в таких семьях специфичны из-за слабости и зависимости от взрослых. Зачастую приходится защищать детей от родных и близких людей - родителей.

Огромное внимание уделяется защите прав и законных интересов несовершеннолетних в нашей стране. Основной задачей педагогов, специалистов СППС учреждений образования, а также других заинтересованных служб является своевременная координация действий, направленных на оказание содействия семье в поиске выхода из трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством республики Беларусь с целью профилактики социального сиротства. Для стабилизации обстановки в семье специалистам учреждений образования необходимо своевременно и правильно организовать поэтапную работу с родителями, руководствуясь нормативно-правовыми документами и инструкциями.

 

Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:

- не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);

- ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

- лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним, либо иным ненадлежащим образом выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

Согласно Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (постановление Министерства образования от 28.07.2004 г. №47)
к несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:

·         воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;

·         вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;

·         являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;

·         пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;

·         оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.

Своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении должны осуществлять:

·         комиссии по делам несовершеннолетних,

·         органы государственного управления образованием,

·         органы опеки и попечительства,

·         органы по труду и социальной защите,

·         органы государственного управления здравоохранением,

·         органы государственной службы занятости,

·         органы внутренних дел,

·         иные органы, учреждения и организации в пределах своей компетенции.

Критерии социально опасного положения несовершеннолетнего:

1. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка.
2. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами.
3. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер).
4. Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье.
5. Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия.
6. Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации.

Изъятие осуществляется когда:

·         Ребёнок (дети) с родителями. В доме следы скандала, драки. У ребёнка свежие телесные повреждения (есть основания считать, что ссора произошла между взрослыми членами семьи, но пострадал и ребёнок);

·         Ребёнок (дети) с родителями и подвергается жестокому обращению, насилию (физическому, сексуальному, психическому). Человек, заметивший, является свидетелем насилия;

·         Ребенок (дети) с родителями и есть основания полагать, что он был подвергнут сексуальным посягательствам или иным действиям сексуального характера.

·         Ребенок (дети) дома с родителями и в состоянии алкогольного (другого опьянения) есть основания считать, что именно родители вовлекли ребенка в употребление ПАВ;

·         Ребёнок (дети) один, но относительно функционален, может приготовить еду, самостоятельно одеться. Родители (опекуны) не живут с ним;

·         Ребёнок (дети) сам просит защиты;

·         Ребенок (дети) один и или с родителями и подтверждает подозрения социального работника, врача, милиционера;

·         Дети, убежавшие из дома и находящиеся без присмотра взрослых более суток до установления личности и ситуации в семье;

·         Дети из семей ранее принадлежавших категории, с которыми проводилась работа на территории семьи, но оказалась безрезультатной, а по результатам профессиональной оценки дальнейшее пребывание ребенка в семье отрицательно скажется на его развитии и здоровье.

·         Ребёнок (дети) с родителями. Родители в состоянии крайнего опьянения (алкогольного, наркотического ли др.), а возраст ребёнка не позволяет самому о себе позаботиться, (инвалидность, болезнь, нет продуктов питания);

·         Ребёнок (дети) дома один, (возраст не позволяет самому о себе позаботиться, инвалидность, болезнь, нет продуктов питания), родители отсутствуют больше суток;

·         Ребёнок (дети) с родителями. Родители в состоянии опьянения. Дома низкая температура. Ребёнок отопить дом не в состоянии;

Немедленное изъятие – временное изъятие ребенка из семьи в приют или детское отделение ТМО в ситуациях, когда его жизни и здоровью существует прямая непосредственная угроза на основании оперативной оценки, проведенной представителями уполномоченных служб (группой экстренного реагирования).

РЕКОМЕНДАЦИИ К СОВМЕСТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ РАЗЛИЧНЫХ ВЕДОМСТВ В ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ.

Доминирующий фактор в характеристике неблагополучной 
семьи

Виды помощи семье и детям

Службы, центры, учреждения, специалисты

1

2

3

Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей

·         наблюдение и консультации классного руководителя, психолога, социального педагога

·         помощь психотерапевта семье и ребенку

·         проведение семинаров, бесед, тематических родительских собраний на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов

·         вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции

ДОУ, социальный педагог, психолог, ЦКРОиР, Дом творчества, спортивная школа, педагог-организатор, классный руководитель

Работа социального педагога с проблемными семьями:

·         изучение динамики развития проблемы семьи;

·         общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;

·         законодательное просвещение.

Жесткое обращение с ребенком

·         наблюдение учителя, психолога, социального педагога, социального работника

·         консультация психолога, социального педагога, врача для родителей

·         психотерапевтическая помощь родителям и детям

·         привлечение к занятиям детско-родительской группы

·         постановка семьи на учет в ИДН, консультации юристов

·         привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье

(литература: приложение о жестоком обращении с ребенком (анкеты, тесты и т.д.))

педиатр, классный руководитель, психолог, социальный педагог, инспектор ИДН, отдел охраны детства, правоохранительные органы, юридическая консультация

Оба родителя злоупотребляют алкоголем

·         наблюдение и консультации психолога образовательного учреждения (для подростков)

·         оказание психиатрической, наркологической помощи семье или отдельным ее членам

·         дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе

·         вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.)

·         консультации врача-психиатра, нарколога, других специалистов

·         приглашение на родительские собрания специалистов (психиатра, нарколога и т.д.)

·         организация родительских собраний «на дому» (для отдаленных от школы населенных пунктов)

·         консультирование ребенка на ПМПК и определение программы обучения

·         перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, во вспомогательную школу, вечернюю школу, ПТУ и т.д.

·         работа с родителями специалистов наркологической психиатрической помощи (по необходимости)

·         возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)

ДОУ, завуч, социальный педагог, психолог, детский приют, СПЦ, органы здравоохранения, медики, КДН, ИДН, отдел опеки

Семья в состоянии развода или после развода

·         наблюдение и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителей-предметников

·         консультационная помощь психолога и психотерапевта

·         дополнительная помощь в выполнении домашнего задания, в учебе

·         постановка ребенка на учет (по необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу

·         привлечение к деятельности класса родителей ребенка

·         помощь ребенку со стороны его окружения

·         помощь ребенку со стороны его сверстников (по рекомендации учителя)

·         привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму, тематическим родительским собраниям

·         использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия развода)

психолог, социальный педагог, учителя-предметники, классный руководитель, классный коллектив, родительский комитет класса

Неполная семья

·         привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка (противоположного пола)

·         привлечение семьи к занятиям детско-родительской группы

·         наблюдение и консультации психолога и социального педагога (по запросу семьи)

·         активная деятельность классного руководителя по вовлечению ребенка в систему внеклассной и внешкольной работы

·         проведение родительского лектория, тематического родительского собрания

·         обучение родителя навыкам воспитания детей при отсутствии одного из супругов

·         постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты

·         оказание материальной помощи малоимущей неполной семье

классный руководитель, социальный педагог, психолог, отдел социальной защиты, Дома творчества, ЦКРОиР

Работа социального педагога с неполными семьями:

·         оказание необходимой помощи в получении пособий;

·         психолого-педагогическое консультирование;

·         профилактика асоциального поведения;

·         законодательное просвещение.

Отчужденность родителей из-за занятости

·         сопровождение ребенка социальным педагогом

·         наблюдение и консультации психолога

·         привлечение ребенка к общественно-полезной деятельности, внешкольной и внеклассной работе

·         привлечение родителей в школу (родительские собрания, семинары, тренинг) в шестой день учебной недели

·         помощь ребенку в умении планировать свое рабочее и свободное время (социальный педагог, классный руководитель)

социальный педагог, классный руководитель, внешкольные учреждения

Полная семья, один из родителей злоупотребляет спиртными напитками

·         наблюдение и консультация психолога

·         беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем

·         вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования

·         дополнительная помощь в учебе со стороны учителей

·         привлечение здорового члена семьи и ребенка к занятиям детско-родительской группы

·         работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем по необходимости лечения от алкогольной зависимости

·         индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье

·         при асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальные попытки и т.п.) обследование подростка у детского психиатра

·         при хроническом неусвоении школьной программы направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения

социальный педагог, психолог, ЦКРОиР, детский или подростковый психиатр, ИДН, клубы и Дворцы творчества детей и молодежи

Неполная семья, родитель злоупотребляет спиртными напитками

·         беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости

·         наблюдение и консультации школьного психолога для ребенка

·         вовлечение ребенка в работу кружков, секций, библиотеку (социальный педагог, классный руководитель)

·         информирование органов опеки и попечительства о таких семьях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав

·         направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения

·         при нарушении подростком правил и норм общественной жизни, хулиганстве и правонарушениях возбуждение дела образовательным учреждением о направлении в спецшколу

классный руководитель, ПМПК, социальный педагог, отдел охраны детства и попечительства, ИДН, психолог

Опекунская семья: престарелые, злоупотребляющие алкоголем, педагогические несостоятельные опекуны

·         вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы

·         консультации психолога образовательного учреждения для опекунов

·         индивидуальная работа психолога с ребенком

·         помощь педагогов школы ребенку в учебе

·         консультация психиатра

·         возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребенка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, приют и т.д.)

·         направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения

учитель-предметник, психолог, психиатр, отдел охраны детства и попечительства, социальный педагог, руководители кружков, секций, ПМПК

Работа социального педагога с опекунскими семьями:

·          

o    выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения родителей;

o    участие в обследовании условий жизни и воспитания детей;

o    контроль за здоровьем и оздоровлением детей;

o    поддержка семьи опекунов;

o    работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;

o    защита интересов и прав опекаемого;

o    законодательное просвещение.

Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственных учреждениях

·         наблюдение и патронаж семьи социальным педагогом

·         сбор информации о семье и о родственниках социальным педагогом, воспитателем

·         восстановление отношений ребенка и семьи с помощью социального педагога

·         организация руководителями учреждения встреч родителей и детей

·         беседы, переписка, подготовка родителей к встрече с детьми администрацией государственного учреждения

·         помощь со стороны окружения семьи

·         привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждениях

·         организация воспитателями переписки детей и родителей

социальный педагог учреждения, воспитатель, администрация учреждения, СПЦ

Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними

·         социальный патронаж семьи социальным педагогом (социальным работником)

·         консультации психолога учреждения для родителей и детей

·         оказание материальной помощи детям организациями социальной защиты

·         вовлечение педагогами ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т.д.

·         оказание помощи ребенку в учебе со стороны педагогов

·         направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения

·         организация социальным педагогом посещения другой семьи с положительным психологическим климатом, совместный труд и досуг в ней

·         восстановление родственных связей ребенка

·         консультация юриста по вопросу получения отдельного жилья для ребенка по достижению совершеннолетия

·         организация опекунства со стороны ближайших родственников

педагоги учреждения, социальный педагог, психолог, ПМПК, семья выходного дня, отдел опеки и попечительства

Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством или нахождение брошенных детей

·         102 – информирование милиции

·         приют, отдел по охране и защите прав ребенка, больница для помещения ребенка на обследование

школа, РОО, социальный педагог, правоохранительные органы, медики, СПЦ

Работа социального педагога с многодетными семьями (три и более несовершеннолетних ребенка):

·         содействие родителям в повышении качества выполнения ими воспитательных функций;

·         организация материальной, благотворительной и другой помощи;

·         рекомендации по организации семейного досуга;

·         профориентационная работа;

·         законодательное просвещение.

Карта оценки риска семейного неблагополучия дошкольника


Этапы изучения семьи

Симптомы

Индекс

1

Первичное наблюдение в условиях д/с

aсистематические опоздания в д/с
aребенка поздно забирают из д/с
aза ребенком приходят дальние родственники, знакомые соседи и т.п.
aчастое беспричинное отсутствие в д/с
aнеопрятный внешний вид ребенка
aотсутствие у ребенка необходимой сезонной одежды, обуви
aследы побоев у ребенка
aродители приходят в д/с в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически)
aжалобы ребенка (на голод / на недосыпание / на дискомфорт в семье / другое)
aдлительная и хроническая задолженность по родительской плате за д/с

1
1
2

1
2
3

3
2/3

2

2

2

Оценка санитарно-гигиенических условий воспитания ребенка в семье

aзапах в квартире (затхлый / алкоголя/ сырости / сигаретного дыма / мочи / другое)
aобщий хронический беспорядок, грязь (грязь / пыль / паутина / разбросанные вещи)
aплохое состояние квартиры (повреждения входной двери / оборванные обои / разбитые окна / дряхлая мебель / люстры без плафонов / другое)
aантисанитарные условия в кухне (грязная посуда / битая посуда / пустые бутылки из-под алког. напитков / пищевые отходы / отсутствие необходимых бытовых предметов: холодильника, кранов, мебели / тараканы)
aнеухоженные домашние животные
aантисанитарное состояние спальных мест (неубранные постели / грязное постельное белье / отсутствие постельного белья / отсутствие отдельного спального места у ребенка)

3

3

2

3

2
3

3

Оценка условий воспитания, атмосферы семьи

aотсутствие игрушек, книг
aотсутствие места для игр ребенка (нет ковра / другое)
aотсутствие необходимой мебели для хранения игрушек, одежды ребенка
aнахождение в доме взрослых в нетрезвом состоянии (родителей / родственников / посторонних)
aследы побоев у членов семьи (у взрослых / у детей)
aналичие в доме родственников с тяжелыми формами физических и психических заболеваний
aпроживание нескольких семей в одной квартире
aнедоброжелательное отношение к посетителям
aнедоброжелательные, конфликтные отношения членов семьи друг к другу

3
2

2

3

3
2

2
2
2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта оценки риска семейного неблагополучия школьника 
при проведении обследования ЖБУ

Этапы изучения семьи

Симптомы

Индекс

1

Первичное наблюдение в условиях школы

aсистематические опоздания в школу
aчастое беспричинное отсутствие в школе
aнеопрятный внешний вид ребенка
aотсутствие у ребенка необходимой сезонной одежды, обуви
aследы побоев у ребенка
aродители приходят в школу в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически)
aжалобы ребенка (на голод / на недосыпание / на дискомфорт в семье / другое)
aчастые длительные и хронические заболевания

1
1
2
2

3
2/3

2

1

2

Оценка санитарно-гигиенических условий воспитания ребенка в семье

aзапах в квартире (затхлый / алкоголя/ сырости / сигаретного дыма / мочи / другое)
aобщий хронический беспорядок, грязь (грязь / пыль / паутина / разбросанные вещи)
aплохое состояние квартиры (повреждения входной двери / оборванные обои / разбитые окна / дряхлая мебель / люстры без плафонов / другое)
aантисанитарные условия в кухне (грязная посуда / битая посуда / пустые бутылки из-под алког. напитков / пищевые отходы / отсутствие необходимых бытовых предметов: холодильника, кранов, мебели / тараканы)
aнеухоженные домашние животные
aантисанитарное состояние спальных мест (неубранные постели / грязное постельное белье / отсутствие постельного белья / отсутствие отдельного спального места у ребенка)

3

3

2

3

2
3

3

Оценка условий воспитания, атмосферы семьи

aотсутствие игрушек, книг
aотсутствие места для подготовки уроков ребенка (нет стола, стульев, книжных полок и т.д.) 
aотсутствие необходимой мебели для хранения одежды ребенка, игрушек, школьных принадлежностей
aнахождение в доме взрослых в нетрезвом состоянии (родителей / родственников / посторонних)
aследы побоев у членов семьи (у взрослых / у детей)
aналичие в доме родственников с тяжелыми формами физических и психических заболеваний
aпроживание нескольких семей в одной квартире
aнедоброжелательное отношение к посетителям
aнедоброжелательные, конфликтные отношения членов семьи друг к другу

3
2

2

3

3
2

2
2
2

при проведении обследования ЖБУ

Индекс 1 – необходимо выяснить причины данных симптомов
Индекс 2 – необходимо углубленное изучение ситуации в семье
Индекс 3 – необходимо применение комплекса социально-педагогических мер по профилактике и коррекции семейного неблагополучия 
Примерный перечень видов помощи семье, находящейся в социально опасном положении*

Вид помощи

Мероприятия

Социально-педагогическая
поддержка

Организация бесплатного питания для детей из семей в СОП (за счет средств фонда Всеобуча, по иным каналам). Дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации. Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу)
Организация летнего отдыха и оздоровления детей 
Помощь в трудоустройстве родителей в т.ч. переквалификация, постановка на учет в службе занятости

Медицинская помощь

Наркологическая, психотерапевтическая поддержка родителей
Обеспечение детей в возрасте до 1 года льготным детским питанием (при наличии оснований)
Помощь в направлении на лечение, реабилитацию, установлении инвалидности. Мед. обследование и лечение. Санаторное оздоровление. Обеспечение очками, слуховыми аппаратами, инвалидной коляской

Коррекционная помощь

Организация коррекционной помощи детям на базе дефектологических служб. Занятия на дефпункте, в ЦКРОиР

Правовая помощь

Помощь в реализации родительских прав
Помощь в сборе документов для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
Помощь в сборе документов и обращений в нужные инстанции для получения льгот, социальных выплат (в т.ч. адресная социальная помощь), поддержка в поиске родственников. Подача и поддержка судебных исков в защиту прав детей (в т.ч. по жилищным и имущественным вопросам)
ТЦСОН выделить куратора семьи, осуществляющего социальный патронат

Материальная помощь

Предоставление земельного участка (для развития приусадебного хозяйства)
Обеспечением топливом к зимнему периоду 
Оказание гуманитарной помощи (фонды социальной защиты, школьный фонд «Милосердие», фонды Красного Креста, из средств профсоюзов и трудовых коллективов, исполкомов местных советов, женских советов, благотворительных обществ и организаций, в т.ч. из средств спонсоров, религиозных конфессий и др.) 
Обеспечение детей одеждой, обувью из школьного фонда

Психологическая помощь

Организация консультаций психологов учреждений образования, в том числе СПЦ, ДСП, ЦКРОиР, медицинских учреждений
Проведение тренинговых занятий с детьми и родителями

*без учета реального положения в семье и имеющихся ресурсов

помощи

Показатели неблагополучия семьи

Приложение 1 к приказу МО РБ 
от 08.05.2007г. № 270

1. Социально-экономические:
- длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;
- длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток;
- расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;
- отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;
- необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;
- задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;
- частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

2. Медико-санитарные:
- антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;
- отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;
- алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;
- неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;
- несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;
- противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

3. Социально-демографические:
- родители имеют статус лиц без определенного места жительства;
- устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);
- выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;
- родители или один из них посещает деструктивную секту;
- родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

4. Психолого-педагогические:
- полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;
- непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;
- систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;
- насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;
- устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;
- повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

5. Криминально-аморальные:
- постановка родителей на учет в органах внутренних дел;
- нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;
- аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);
- проявления жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи;
- наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;
- попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;
- оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;
- вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образования ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.

ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕТНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
24 ноября 2006 г. № 18

О дополнительных мерах
по государственной защите детей
в неблагополучных семьях

«21.Руководители и другие работники учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел, иных государственных органов и организаций несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством о труде вплоть до освобождения от занимаемой должности за несообщение о ставших известными им фактах о ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей».

Литература:

·         Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей, в неблагополучных семьях».

·         Приказ МО РБ от 16.05.2006 № 300 «О совершенствовании работы по профилактике семейного благополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства» (Сборник нормативных документов МО РБ, 2006 / № июньский).

·         Ковалева Т.Н. Межведомственное взаимодействие в обеспечении реализации Декрета Президента Республики Беларусь № 18. - Сацыяльна-педагагічная работа – 2007, № 5, с. 3–5.

·         Положения о порядке признания детей, нуждающимися в государственной защите, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 26.12.2006 года, №1728

·         Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (в редакции Постановления Министерства образования Республики Беларусь 05.05. 2007 № 30)

·         «О некоторых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении» 2006г. (Сборник нормативных документов МО РБ 2006/ №2).

31 августа 2006 г. решением Ивацевичского районного исполнительного комитета № 705 был создан Социально-педагогический центр с приютом Ивацевичского района. 
Социально-педагогический центр с приютом Ивацевичского района является учреждением образования, относится к разряду специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации.

Цель: профилактическая работа по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, координация деятельности учреждений образования.

Основные задачи центра:

·         обеспечение прав детей на получение своевременной квалифицированной социально-педагогической, психологической и иной помощи со стороны государства;

·         организация индивидуально ориентированной социально-педагогической, психолого-педагогической, социально-психологической, социально-правовой помощи несовершеннолетним, оказавшимся в социально опасном положении и нуждающимся в социальной реабилитации;

·         обеспечение необходимых условий для развития личности несовершеннолетнего, укрепления физического и психического здоровья, профессионального самоопределения;

·         социальная адаптация несовершеннолетних к жизни в обществе;

·         организация социального патроната несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, после их возвращения в семью;

·         оказание социальной, психолого-педагогической помощи, выпускникам детских интернатных учреждений, специальных школ, специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений, испытывающим трудности социализации;

·         осуществление психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения семьи, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

·         содействие деятельности комиссии по делам несовершеннолетних исполнительных местных и распорядительных органов.

Направления деятельности:

·         оказание социально-педагогической, психологической и иной помощи детям, оказавшимся в экстремальных жизненных ситуациях; их родителям, усыновителям, опекунам и попечителям в ликвидации трудной жизненной ситуации;

·         восстановление социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, жительства;

·         содействие возвращению несовершеннолетних в семьи.

Центр оказывает помощь детям, подросткам и молодежи:

·           оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации;

·         имеющим конфликтные отношения с родителями, педагогами, сверстниками;

·         живущим в неблагоприятных условиях;

·         оставшимся без попечения родителей;

·         подвергшимся психологическому, физическому или сексуальному насилию;

·         имеющим нарушения эмоционально-волевой сферы;

·         потерявшим значимость и смысл жизни;

·         испытывающим сложности адаптации в социуме.

Центр оказывает помощь семьям:

·           где родители испытывают трудности в воспитании, обучении и развитии ребенка;

·         где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем;

·         в разрешении конфликтных ситуаций между членами семьи;

·         многодетным семьям;

·         приемным и опекунским семьям.

·          

o     

В центре работают:

·         Директор

·         заместитель директора по УВР

·         Педагоги социальные – 3

·         Педагоги-психологи – 2

·         Юрист – 1

·         Воспитатели – 7

·         Медицинские сестры – 2

·         Обслуживающий персонал – 13

·          

o     

§  

Центр расположен по адресу: г. Ивацевичи ул. Матросова, 34.(здание д/с № 3)
тел. 2-26-99

Благодарим за сотрудничество!

Персонифицированные банки данных детей и семей различных категорий учёта

·         Список проблемных семей

№ п/п

Ф.И.О. родителей

Место работы, должность

Домашний адрес

Ф. И. О.
детей

Дата рождения

Школа, класс, д/с

Проблемы 
семьи

Жилищно-бытовые условия, материальное положение семьи

Директор СШ № 00 Васильев И. И.
исп. Марчик С. В.
т. 00-00-00

2. Список семей, находящихся в социально опасном положении

№ п/п семьи

Ф.И.О. родителей

Дата рождения

Где работают

Домашний адрес, телефон

Отец

Мать

Отец

Мать

Отец

Мать

Название сельсовета

Отец

Мать

1

2

3

4

5

№ п/п ребёнка

Информация о детях

Причина постановки на учёт (код)

Целесообразность направления в СПЦ (да, нет)

Обоснование

Лицо, с которым проживает ребёнок

Ф.И.О. ребёнка

Дата рождения

Где обучается

Класс

6

7

8

9

10

11

·         Список малообеспеченных семей


№ п/п

Ф.И.О.
родителей

Место работы, должность

Домашний адрес

Ф. И. О. детей

Дата 
рождения

Школа, класс, д/с

Характеристика семьи(полная/неполная, многодетная, воспитывает ребёнка-инвалида, проблемная, находящаяся в социально опасном положении)

Жилищно-бытовые условия семьи



·         Список неполных семей

№ п/п

Ф.И.О.
родителей

Место работы, должность

Домашний адрес

Ф. И. О. детей

Дата 
рождения

Школа, класс, д/с

Жилищно-бытовые условия семьи, материальное положение

Причина отсутствия одного из родителей
(родители разведены, смерть одного из родителей, мать-одиночка или др.)

·         Список многодетных семей

№ п/п

Ф.И.О.
родителей

Место работы, должность

Домашний адрес

Ф. И. О. детей

Дата 
рождения

Школа, класс, д/с

Характеристика жилья

Примечания

·         Список опекунских (приёмных) семей

№ п/п

№ личного дела

Ф. И. О. ребёнка

Дата 
рождения

Класс

Ф. И. О. опекуна (приёмного родителя)

Домашний адрес

Наличие жилья у ребёнка, его местонахождения, опекун над ним

Наличие имущества, его местонахождения, опекун над ним

Сведения о родителях

Мать

Отец

7. Список семей, воспитывающих детей-инвалидов

№ п/п

Ф. И. О. родителей

Место работы, должность

Домашний адрес

Ф. И. О. ребёнка

Дата рождения

Где обучается

Диагноз

Серия, №, дата выдачи удостоверения

В какой помощи нуждается

При характеристике семей и детей использовать следующие КОДЫ:


СОП – социально опасное положение

НР- наркомания родителей
ЭС – экстремальные ситуации
ЛРП – лишение родительских прав 
МЛС – места лишения свободы
Вр – воровство
Бн – безнадзорность детей
Вр – воровство
Бн – безнадзорность детей 
Бп – беспризорность детей 
Жн – жертва насилия 
РФ – невыполнение родительских функций 
НУ – неуспевающий ребёнок
ДРО – проблемы детско-родительских отношений 
СК – конфликтные отношения между супругами, ситуация предразвода 
НС – неполная семья 
МнД – многодетная семья
Мо – малообеспеченная семья 
РИ – родители-инвалиды 
ДИ – дети-инвалиды 
У – усыновлено 
О – на опеке 
ПС – приёмная семья 
ДДСТ – детский дом семейного типа
СПиБ – семья переселенцев, беженцев

 

 

 

Насилие – это такое отношение, обращение одного человека с другим, которое нарушает право другого быть личностью.

Домашнее насилие – это система поведения одного человека для сохранения власти и контроля над другими разными способами (изоляция, запугивание, манипулирование, угрозы, эмоциональное насилие, экономическое насилие, физическое насилие, сексуальное насилие).

Выделяют три сферы отношений, в которых происходит социализация детей и где ребенок подвергается риску насилия: семья, сфера образования, государственные учреждения интернатного типа и сфера микросоциальных отношений.

Жестокое обращение с детьми – осуществление родителями физического или психического насилия над детьми; покушение на их половую неприкосновенность; применение недопустимых способов воспитания (грубость, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления); эксплуатация детей; плохое содержание детей (непредставление им продуктов питания) и пр.

Насильственные действия могут проявляться в разных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства.

В домашнем насилии часто различают пренебрежение (плохое обращение), жестокое обращение (издевательство, физическое насилие), сексуальное злоупотребление.

            К сожалению, в целом современное состояние защиты детства и реализация прав ребенка вызывает обоснованную тревогу. Сегодня мы должны признать, что социальные катаклизмы в детской среде, достигли опасных для российского общества масштабов, являясь мощным дестабилизирующим фактором длительного действия, угрожая социальной безопасности общества. Сложившаяся ситуация определяет высокую степень настоятельной потребности значительной части детского населения страны в поддержке.            Методические рекомендации предназначены для специалистов социальных и реабилитационных центров, учреждений общего и дополнительного образования, учреждений ДОУ, родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь терминов

 

Адаптация – процесс приспособления организма и его функций к окружающей среде. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности человека при изменившихся условиях жизни.

Амбивалентность – несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных реакций по отношению к некоторому объекту.

Арт-терапия – один из видов психотерапии, основывающийся на применении средств искусства (рисования, лепки, аппликации и др.) и позволяющий работать с тяжелыми эмоциональными состояниями клиентов, а также корректировать нарушения в их личностном развитии.

Вербализация – высказывание, выражение в словесной форме мыслей и чувств.

Вторичная травма – негативные изменения во внутреннем состоянии работающего с кризисными ситуациями специалиста, возникающие в результате его эмпатической вовлеченности в отношения с клиентами, пережившими травматический опыт.

Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм (злоупотребление наркотиками, алкоголем, проституция, совершение правонарушений).

Делинквентность – совершение мелких правонарушений, незаконных действий, проступков, не достигающих степени уголовно наказуемых преступлений.

Депривация – особое психическое состояние, возникающее при длительном ограничении или поступлении новых стимулов. Выделяют сенсорную, информационную, эмоциональную, социальную. Подвергаясь депривации, ребенок лишается возможности удовлетворять основные потребности, необходимые для гармоничного развития его личности, - потребности в любви, эмоциональной привязанности, получении новых знаний.

Диссоциация – процесс разотождествления, разграничения себя с чем-то. Потеря целостности самовосприятия, отрицание физической или эмоциональной части личности, свойств характера. Может являться одним из последствий перенесенной психической травмы.

Дистресс – патологический стресс, возникающий под действием чрезмерных, особо неблагоприятных факторов.

Дисфункиональная семья – семья, в которой значительно нарушены взаимоотношения между субъектами и которая не может выполнять своих функций по воспитанию ребенка и защите его прав.

            Жестокое обращение с детьми – осуществление родителями физического или психического насилия над детьми; покушение на их половую неприкосновенность; применение недопустимых способов воспитания (грубость, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления); эксплуатация детей; плохое содержание детей (непредставление им продуктов питания) и пр.

            Жертва насилия – это любой человек, который вовлекается в отношения путем насилия, давления, обмана.

Защитные психологические механизмы – автоматические бессознательные механизмы, компенсирующие последствия травмы или отрицательного переживания (регрессия, проекция, вытеснение и пр.).

Игротерапия – разновидность психотерапии, основанная на использовании игры или элементов игры; используется для оказания помощи как детям, так и взрослым в преодолении эмоциональных и поведенческих проблем.

Инцест – сексуальные контакты между людьми, состоящими в родственной связи, например между родителями и детьми, братьями и сестрами.

Когнитивно-бихевиоральный подход – один из видов психотерапевтического воздействия, основанный на логической предпосылке, что мысли, поведение и эмоции человека тесно связаны между собой, поэтому при специфическом воздействии на одну из этих областей могут происходить позитивные изменения в других.

Когнитивные нарушения – нарушения в сфере мышления.

Коррекция – метод психологического воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов или гармонизацию личностного развития человека.

Насилие – любое действие, которое причиняет или может причинить физический, психологический, сексуальный вред или страдания.

Отреагирование – выражение психического состояния в действии, деятельности, словесных или эмоциональных реакциях (плач, крик и пр.).

Песочная терапия – один из видов игровой терапии, базирующийся на использовании песка и позволяющий корректировать эмоциональные нарушения у детей, в частности, повышенную тревожность, агрессивность, которые могут быть следствием перенесенного насилия.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – совокупность нарушений в соматической, эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах, возникающая вследствие перенесенной психической травмы.

Превентивный подход – предупреждающий, предохранительный; превентивное обучение предполагает формирование положительного образа «Я» ребенка, навыков принятия ответственных решений, личностной и социальной компетентности.

            Пренебрежение преимущественно понимается как отсутствие надлежащей родительской заботы и опеки, когда ребенок является бездомным, нуждающимся, живет в физически опасном окружении. В поведении родителей есть серьезные упущения в обеспечении жизненно необходимых (витальных) потребностей ребенка: в пище, одежде, приюте, уходе, медицинском обслуживании и защите от опасных условий.

Психодрама – метод психотерапии, использующий инсценирование и проигрывание личного опыта клиента в специально созданных для этого терапевтических условиях, в результате чего происходит отреагирование негативных эмоций и активизация психических ресурсов личности.

Психосоматические симптомы – нарушения физического самочувствия (головная боль, температура, тошнота, рвота, боли в животе и пр.), вызванные не заболеванием, а психологическим неблагополучием человека, в том числе тяжелой психической травмой или длительным психотравмирующим воздействием.

Реабилитация – совокупность мер медицинского, психологического и социального характера, направленных на устранение последствий тяжелых жизненных ситуаций и восстановление психосоциального статуса человека.

Регрессия – один из механизмов психологической защиты, при котором субъект возвращается к формам поведения, типичным для предшествующих стадий его развития.

Рефлексия – способность индивида к анализу собственных психических состояний и мотивов деятельности.

Синдром травмы изнасилования (СТИ) – психологическое состояние человека, вызванное реакцией на ситуацию сексуального и проявляющееся через комплекс нарушений на физическом, психологическом и социальном уровнях.

            Сексуальное злоупотребление понимается как использование ребенка для целей сексуального удовлетворения взрослого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Оно может совершаться в различных формах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, кровосмешение (инцест), демонстрации порнографии, проституция несовершеннолетних.

Стресс – состояние повышенного эмоционального напряжения, проявляющееся в неспособности человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Фрустрация – состояние внутриличностного конфликта, возникающее при наличии помехи для достижения значимой цели и характеризующееся тревожностью, напряжением, отчаянием или гневом.

            Физически жестокое обращение определяется как преднамеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных физических страданий.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека в форме чувствования и сопереживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.       Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал, 1999. №5. – С.5-14

2.       Важенина К.Е. Как уберечь ребенка от опасных людей. Книга для родителей и не только. – СПб.: Речь, 2010. – 157с.

3.       Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением/под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 239с.

4.       Журавлева Т.М. Помощь детям – жертвам насилия. – М., 2006. – с.76

5.       Защита детей от жестокого обращения/под ред. Е.Н. Волковой. – СПб.: Питер, 2007. – 256с.

6.       Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройство поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. – СПб. 6 Речь, 2005. – 436с.

7.       Ладыкова О.В. Психологические особенности взаимодействия команды специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми. – М., 2004.

8.       Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192с.

9.       Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации: справочник практического психолога. – М., 2006. – с. 625

10.   Михайлина М.Ю. Профилактика детской агрессивности.- Волгоград, 2009.

11.   Методика и технологии работы социального педагога/под ред. М.А Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: «Академия», 2002 – 192с.

12.   Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: «Сфера», 2001. – 480с.

13.   Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: «Академия», 2003. – 448с.

14.   Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: 1996. – 352с.

15.   Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: «Академия», 2005. – 288с.

16.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002, - Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384с.

17.   Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми. – М., 1993.

18.   Столяренко Л.Д. основы психологии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997. – 736с.

19.   Сучкова Н.О, Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 112с.

20.   Энциклопедия психологической безопасности/ В.Б. Шапарь. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007.

 

Опубликовано: 12.07.2018 11:09        Обновлено: 12.07.2018 11:09