Размер:
Цвет:

Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми , находящимися в трудной жизненной ситуации

 

Роль   классного   руководителя   в   профилактической   работе   с   детьми , находящимися   в   трудной   жизненной   ситуации

 

 

(из опыта работы )

 

Т. А. Соболева,

 

учитель начальных классов МОУСОШ № 38

 

 

 

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: распад семей, рост безнадзорных семей, детей-сирот , детская преступность, алкоголизм и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. В   трудные   жизненные условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с   детьми-инвалидами , многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические и так далее. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе.

 

Семья, замкнутая на своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше, чем дома, это неблагополучная семья. Специалисты по социальной работе выделяют два основных фактора, которые делают семью неблагополучной: алкоголизм и бедность.

 

Понятие трудная   жизненная   ситуация в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация ; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация , объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).

 

Классифицировать трудную   жизненную   ситуацию школьника и его семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению трудных   жизненных   ситуаций . Классификация позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным ребенком .

 

Педагогическая поддержка – процесс совместного с   ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

 

Система комплексной помощи ребенку   в   трудной   жизненной   ситуации должна выстраиваться как взаимодополняющая цепочка от экстренной социальной помощи, педагогической поддержки и сопровождения на уровне массового образовательного учреждения специализированной помощи и консультированию в профильных центрах и службах города.

 

Виды помощи неблагополучным семьям:

 

1. Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь, социально-правовые, психологические, социально-медицинские услуги.

 

2. Педагогические услуги:

 

–      педагогическая помощь детям в защите их интересов;

 

–      консультативная помощь родителям и детям ;

 

–      групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей ;

 

–      коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;

 

–      содействие культурно-досуговой деятельности детей ;

 

–      практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов ;

 

–      обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов .

 

Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися   в   трудной   жизненной   ситуации , осуществляет непосредственно классный   руководитель . Он помогает получить сведения о ребенке , о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным   руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической   работы регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.

 

Я – учитель начальной школы. Мой стаж работы 22 года. Я являюсь классным   руководителем   детей с 1 по 4 класс. Наверное, нет такого учителя, у которого в классе не бывает детей , попавших в   трудную   жизненную   ситуацию . Главное для педагога быть внимательным, неравнодушным и своевременно выявлять в классе таких детей и такие семьи.

 

Как и во всех школах города, свою работу   классный   руководитель начинает со знакомством с   детьми класса и их семьями. Для этого он заполняет социальный паспорт класса. В нашей школе он имеет следующую форму заполнения.

 

В своей работе я еще практикую ведение тетрадей, где родители отвечают на ряд вопросов-анкет. Такие тетради я прошу сдать мне уже после занятий, которые проводятся для будущих первоклассников.

 

Таким образом, уже заочно я знакомлюсь с детьми и их семьями. Среди вопросов анкеты есть такие, которые помогают выявить микроклимат, взаимоотношения в семье, участие родителей в жизни ребенка, интересы ребенка, его взаимоотношения со сверстниками, конечно же, пока глазами родителей.

 

Для пополнения информации о ребенке и его семье я провожу рисуночные тесты «Мир глазами ребенка», «Портрет семьи», использую методику «Дом, дерево, человек».

 

Для получения информации от родителей использую следующие тесты:

 

Тест-игра «Какой вы родитель?». Родители получают список фраз и инструкцию: «попросите членов своей семьи отметить фразы, которые вы частенько употребляете в общении с детьми» (баллы на бланке не указывать).

 

1.             Сколько раз тебе повторять! –2 балла.

 

2.             Посоветуй мне, пожалуйста. –1 балл.

 

3.             Не знаю, что бы я без тебя делал(а)! – 1 балл.

 

4.             И в кого ты только уродился! –2 балла.

 

5.             Какие у тебя замечательные друзья! – 1 балл.

 

6.             Ну на кого ты похож (а)! –2 балла.

 

7.             Я в твое время! –2 балла.

 

8.             Ты моя опора и помощник (ца)! –1 балл.

 

9.             Что за друзья у тебя! – 2 балла.

 

10.         О чем ты только думаешь! – 2 балла.

 

11.         Какая ты у меня умница! – 2 балла.

 

12.         А как ты считаешь, сынок (доченька)? – 1 балл.

 

13.         У всех дети как дети, а ты? –2 балла.

 

14.         Какой ты у меня сообразительный (ая)! – 1 балл.

 

7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

 

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

 

11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

 

13-14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделить ему больше внимания, прислушайтесь к его словам!

 

Тест «Искусство воспитания»

 

Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них одним из трех слов: «да», «нет», «отчасти, иногда». «Да» – 2 балла; «отчасти, иногда» – 1 балл, «нет» – 0 баллов.

 

1.             Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

 

2.             Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по личным делам?

 

3.             Интересуются ли они вашей работой?

 

4.             Знаете ли вы друзей ваших детей?

 

5.             Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?

 

6.             Проверяете ли вы, когда они учат уроки?

 

7.             Есть ли у вас общие с ними дела, занятия и увлечения?

 

8.             Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

 

9.             Во время проведения детских праздников предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, а не уходили из дома?

 

10.         Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

 

11.         А телевизионные передачи и фильмы?

 

12.         Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

 

13.         Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, лыжных походах?

 

14.         Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с детьми?

 

Более 20 баллов: ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.

 

С 10 до 20 баллов: отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

 

Менее 10 баллов: ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

 

Упражнение для родителей «Сутки моего ребенка»

 

Инструкция к выполнению упражнения: «Нарисуйте на листе бумаги овал и представьте, что это сутки вашего ребенка. Разделите его на временные промежутки, т.е. чем занят ваш ребенок и сколько времени у него занимает та или иная деятельность? Включайте сюда все: сон, прием пищи, занятия в школе и т.д.»

 

Примерные вопросы для самоанализа, которые можно предложить родителям после того, как они заполнят овал: Знают ли родители, как и где проводит время их ребенок?

 

Если свободного времени много и оно проводится совершенно бесцельно, есть ли от этого польза? (Став постарше, ребенок займет это время. Вопрос: чем?). А может быть, наоборот, ребенок очень перегружен?

 

Родители в помощь организации воспитания в семье получают вот такую таблицу:

 

 

 

Основные стили родительского воспитания детей в семье

 

Стиль

 

воспитания   

Требовательность    

Контроль      

Эмоциональное тепло        

Модель

 

общения        

Реакции

 

детей

Возможный

 

результат

 

демократический    

справедливая           

на основе разумной заботы           

теплые

 

чувства         

личностно–ориентированная        

самостоятельность со знанием дела         

оптимальный тип развития

 

личности

 

авторитарный          

жесткая, запреты без объяснения причины        

жесткий, часто некорректный      

отсутствует  

«дисциплинарная»  

замкнутость, приспособление, безынициативность      

пассивность,

 

агрессивность

 

гиперпротекция: «самостоятельный ребенок»   

отсутствует, нет взрослого как образца   

периодический, слабый     

недостаток

 

теплых чувств         

«невмешательство»

непредсказуемость  

неустойчивый, тип личности, асоциальность

 

потворствующий    

отсутствует, ребенок предоставлен сам себе      

отсутствует; не критичное отношение к поведению    

при нарушении поведения – лишение теплых чувств  

«заискивающая»      

непредсказуемость  

неустойчивый, эпилептический тип личности,

 

некритичность, приспешничество

 

доминирующая гиперопека          

отсутствует, нет самостоятельности        

чрезмерный, за каждым шагом, минутой, мыслью        

излишняя

 

забота

по поводу запретов, мелочная опека       

эгоцентризм, несамостоятельность          

вседозволенность, несамостоятельность

 

потворствующая гиперопека: «кумир семьи»    

отсутствует  

слабый, большая забота      

восторженное любование, обожание       

вокруг желаний и прихотей ребенка       

завышенные притязания, получение желаемого без труда      

истероидный, эпилептический тип личности,

 

не может постоять за себя

 

эмоциональное отвержение: «золушка»  

повышенная

жесткий        

отсутствует  

полная потеря контакта     

равнодушно – жесткая       

мечтатель;

 

жестокость;

 

трудности

 

общения

 

в условиях жестких отношений между родителями     

открытая агрессия к ребенку         

жесткий; побои за непослушание

каждый сам

 

за себя           

по поводу поведения          

страх наказания, ложь, жестокость          

эпилептический тип личности,

 

индивидуализм, жестокость

 

 

Социальный паспорт семей, анкеты, тесты, наблюдения за учащимися в дальнейшем, изучение учебной, общественной, трудовой деятельности учащегося, характера его взаимоотношений с одноклассниками, друзьями, учителями, родителями, а также результат бесед и сбора независимых характеристик, которые дают тому или другому учащемуся, взаимодействие с социальными службами школы, в лице социального педагога, психолога позволяет выявить детей , находящихся   в   трудной   жизненной   ситуации .

 

Если быть внимательным к детям , любить детей , ответственно относиться к своей работе таких детей заметить несложно:

 

–       ребенок систематически приходит в школу невыспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей и т.д.;

 

–      у ребенка имеются проблемы в поведении на уроках или переменах;

 

–       ребенок систематически опаздывает на учебные занятия;

 

–       ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье и т.д.

 

Если такие дети мною выявлены, я обращаюсь к социальному педагогу школы, и мы вместе посещаем семьи и оформляется акт обследования жилищно-бытовых условий жизни семьи и ребенка .

 

В большинстве случаев дети , попавшие в   трудную   жизненную   ситуацию , воспитываются в семьях, где пьющие родители, дети-сироты , опекаемые дети , малообеспеченные семьи. К числу детей , которые оказываются в   трудной   жизненной   ситуации , относятся дети , воспитывающиеся в семьях, где распространено насилие по отношению к членам семьи, в частности к детям . Жестокое обращение в семье наносит детям серьезные психические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными. Жестокость родителей порождает жестокость детей .

 

Моя работа как классного   руководителя направлена на то, чтобы организовать совместную работу родителей, классного   руководителя , социального педагога, психолога, преодолению семьей и ребенком   трудной   жизненной   ситуации , в которую они попали.

 

Что для этого делается?

 

1.     Проводятся родительские собрания по ознакомлению родителей с нормативно-правовыми документами по оказанию помощи семьям, попавшим в   трудную   жизненную   ситуацию .

 

2.     Налаживается сотрудничество с социальными организациями города по оказанию поддержки таким семьям, через социального педагога школы (отдел по опеке и попечительству, собес). Предоставляются бесплатные проездные билеты детям , находящимся под опекой, льготные проездные билеты многодетным, малообеспеченным семьям, выделяются льготные оздоровительные путевки в городские, загородные лагеря, организуется льготное санаторно-профилактическое лечение, бесплатные обеды для нуждающихся детей .

 

3.     В школе проводятся консультации психолога, социального педагога школы, как родителей, так и детей , а также диагностическая работа   с   детьми , попавшими, в   трудные   жизненные   ситуации .

 

4.     Как правило, провожу родительские собрания со следующей тематикой: «Общение в семье. Выражение нецензурной бранью. Влияние алкоголя на общение в семье», «Влияние алкоголя и никотина на интеллектуальное и физическое развитие детей », «Задачи семьи в формировании нравственных качеств личности ребенка » «Асоциальное и аморальное поведение родителей пагубно влияет на поведение и развитие ребенка ». «Наказание в семье. Как не перегнуть палку», часы общения с классом, направленные на воспитание нравственных качеств (доброта, толерантность, милосердие, дружба, взаимопонимание), беседы, направленные на профилактику пагубных и вредных привычек.

 

5.     Очень важно детей , попавших в   трудную   жизненную   ситуацию , стимулировать принимать участие во внеклассной, внеурочной работе , занятиях в кружках, секциях, в походах, экскурсиях, культпоходах в театры, музеи, кинотеатры.

 

6.     Как учитель оказываю педагогическую поддержку и помощь в подготовке домашних заданий, преодолении трудностей в обучении.

 

7.     Стараюсь создать теплый, доверительный микроклимат в детском коллективе, чтобы каждому ребенку было комфортно.

 

8.     С целью профилактики разъясняю опасность насилия, ориентирую детей на то, чтобы, находясь   в   трудной   жизненной   ситуации , они в любой момент обращались за помощью к педагогу и психологу.

 

9.     Принимаем участие в акции «Милосердие» по оказанию материальной помощи детям из нуждающихся семей (собираем одежду, обувь, канцтовары).

 

Наиболее эффективными способами педагогической поддержки являются консультирование, беседы, факультативы, групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка , различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции. Эффективными приемами педагогической поддержки считаю доверительную беседу, совет, акцент на достоинства ребенка , проекцию на результат, обсуждение на равных.

 

Для работы с семьями, где ребенок   находится   в   трудной   жизненной   ситуации , два раза в год (в сентябре и январе) классными   руководителями совместно с социальным педагогом, директором и завучем школы, составляется программа работы с семьей, в которой фиксируются все виды работы с семьей и ребенком , ответственные за их выполнение и достигнутый результат. Программа работы в течение полугода может варьироваться в связи с изменившимися условиями, но обязательно два раза в год заслушивается на Совете школы.

 

В содержание данной программы входит индивидуальная работа   с   ребенком : беседы, посещение уроков в классе у ребенка с целью анализа, контроль за внеклассной занятостью, проведение классных часов, привлечение родителей к посещению уроков, приглашение на Совет школы с отчетом, организация летнего отдыха детей .

 

Я считаю, что для работы   с   детьми по этой проблеме недостаточно иметь только педагогическое образование, каждый педагог должен еще быть «хорошим психологом».

 

 

 

 

Опубликовано: 12.07.2018 11:20        Обновлено: 12.07.2018 11:20