Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Программа профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся

 

 

Автономное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ ТЕХНОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся
АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»   на 2016-2018 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ханты-Мансийск, 2016

 

Паспорт программы

Наименование программы

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся

Разработчики программы

Администрация АУ «Ханты-Мансийский

технолого-педагогический колледж»

Цели программы

§ обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

§ создать   условия   для   эффективного   функционирования   системы   профилактики   безнадзорности    и правонарушений.

Сроки реализации программы

2016-2018 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Реализация всех форм профилактического воздействия на студентов проявляющих признаки саморазрушительного поведения предполагает:         -преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних;                                                              -создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе;         - сформированность нравственных убеждений и умений противостоять отрицательному влиянию социальной среды, побуждающей к асоциальному поведению;                                                                                        - повышение ответственности за свои мысли, поступки, умение быть самостоятельным и находить правильный путь в сложной ситуации.

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

       В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезодаптации детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей. Ежегодно увеличивается число граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних.   Рост ранней алкоголизации и наркомании подростков ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними. Увеличивается число несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении. Ежегодно среди первокурсников колледжа увеличивается количество студентов, пришедших на обучение уже совершивших административные правонарушения, особо опасные деяния, преступления и состоящих на внешнем учете в органах профилактики и исполнения наказания.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся. С целью систематизации работы колледжа в этой области была создана программа профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж».

Работа по профилактике правонарушений среди обучающихся ведется в тесном сотрудничестве с различными организациями и учреждениями округа, а именно:

-                     ОДН МОВД России «Ханты-Мансийский» (реализуется ежегодный план совместных профилактических мероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних);

-                     Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации г. Ханты-Мансийска,

-                     Управлениями и Комитетами, Отделами по опеке и попечительству Ханты-Мансийского автономного округа (предоставление информации о наличии закрепленного жилья за студентами из числа детей-сирот, информирование органов опеки, о передвижении обучающихся данной категории, оказание помощи в проведении воспитательной работы со студентами) и др.

     С целью организации работы по предупреждению асоциальных явлений в образовательной среде в колледже создан и постоянно действует Совет профилактики, основной задачей которого является организация профилактической работы с обучающимися группы риска, а также оказание психолого-педагогической поддержки студентам, состоящим на учёте в ОДН МОВД, КДН и ЗП, внутриколледжном контроле. Деятельность Совета профилактики строится в соответствии с Положением.

Правовая основа программы 

      Правовую основу программы профилактики безнадзорности и       правонарушений составляют:

· Международная Конвенция ООН о правах ребёнка

· Конституция Российской Федерации;

· Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

· Указы Президента РФ;

· Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

·  Принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ

 

 

Задачи программы:

- организация ранней профилактики асоциального поведения обучающихся;

- совершенствование системных связей по организации медико-психологической и педагогической поддержки студентов с актуализировавшейся психологической готовностью к употреблению алкоголя и психоактивных веществ;

- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

- осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся,   педагогических работников, родителей; и лиц их заменяющих;

- развитие межведомственных отношений, усиление взаимодействия со структурными подразделениями администрации города и округа по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений среди обучающихся.

 

                                         Содержание программы

    Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая групповая и индивидуальная деятельность, профилактическая групповая и индивидуальная деятельность, работа с родителями и лицами их заменяющими.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает выявление обучающихся и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, формирование социальных паспортов групп и социального паспорта колледжа. Анкетирование студентов с целью выявления их отношения к здоровому образу жизни.

      Профилактическая групповая и индивидуальная деятельность включает предупредительно-профилактическую деятельность со всеми обучающимися и индивидуальную работу со студентами, проявляющими признаки саморазрушительного поведения. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему часов общения, общеколледжных мероприятий, создание условий для максимальной занятости студентов за счет временного трудоустройства, предоставления востребованных бесплатных услуг дополнительного образования, организацию волонтерского движения. Профилактическая деятельность способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности.

   Индивидуальная работы с обучающимися, проявляющими признаки саморазрушительного поведения, заключается в анализе причин такого поведения и оказании индивидуальной социально-психологической помощи по правовым, психологическим вопросам и личностным проблемам. На каждого студента, состоящего на внешнем и внутреннем учете, составляется индивидуальная программа реабилитации.

   Профилактическая работа с родителями и лицами их заменяющими предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия колледжа и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, организацию родительского лектория, работу Совета колледжа.

Кадровое обеспечение программы

Программу реализует администрация колледжа (с привлечением заинтересованных ведомств), социально-психологическая служба, кураторы учебных групп, преподаватели, специалисты системы дополнительного образования и студенческого кадрового агентства, воспитатели общежитий и другие задействованные работники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планы мероприятий

 

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.Организационная работа

- Выявление студентов, имеющих систематические пропуски занятий, самовольно уходящих из дома (общежития), употребляющих спиртные напитки (токсические, психотропные или наркотические вещества), совершающих противоправные действия, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (или обстановке, угрожающей жизни и здоровью);

- Выявление и реабилитация обучающихся и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, изучение социального статуса семьи:                                                              сбор документов, подтверждающих статус,                            составление социальных паспортов семей обучающихся; формирование социальных паспортов групп               формирование социального паспорта колледжа.                                 - Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям (сверка списков состоящих на профилактическом учете в КДН, ОДН МОВД, ЦПСД «Вега»)

Сентябрь, ноябрь, обновление

в течение года

Социальные педагоги,

кураторы,

психологи.

2.Диагностическая групповая и индивидуальная деятельность

    Диагностика групповых отношений и личностных особенностей               обучающихся первого курса:

·         Социометрия групп

·         Изучение структуры межличностных отношений и психологического климата в группе (Фидлер - Ханин).

·         Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева).

·         Самооценка психических состояний (Г. Айзенк).

·         Акцентуации характера (А.С. Прутченков), (К. Леонгард – Шмишек)

·         Методика «Тревога и депрессия».

·         Тест школьной тревожности (Филипса).

·         Методика «Шкала тревожности».

·         Составление базы данных по социально неблагополучным семьям

·         Создание базы данных и выявление «группы риска»

·         Анкетирование студентов с целью выявления их отношения к здоровому образу жизни.

·         Анкетирование родителей с целью раннего выявления алкогольной или наркотической зависимости обучающихся.

·          

 

 

 

 

 

 

 

Психологи,

социальные педагоги,

кураторы.

 

 

3.Профилактическая групповая и индивидуальная деятельность

·         Заседания Совета профилактики – 2 раза в месяц

·         Постановка на внутренний учет

·         Сопровождение и контроль

·         Анализ причин саморазрушительного поведения

·         Взаимодействие с социальными структурами города: КДН, ОДН МОВД, ЦПСД «Вега», Управлением опеки и попечительства города и округа и другими заинтересованными структурами

·         Социальное консультирование

·         Социальная профилактика

·         Взаимодействие с представителями диаспор по вопросам межэтнической толерантности

·         Оказание индивидуальной социально-психологической помощи.

·         Организация волонтерского движения, по оказанию помощи обучающимся, склонным к суицидальным действиям

·         Консультирование студентов по правовым, социальным, психологическим вопросам и личностным проблемам.

·         Консультирование преподавателей и родителей по проблемам оказания психолого-педагогической помощи студентам, проявляющим признаки саморазрушительного поведения       Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска

·         Совместные рейды в вечернее и ночное время по общежитиям колледжа и прилегающей территории, а также местам массового скопления молодежи

·         Проведение ежегодного добровольного тестирования на предмет потребления наркотических средств и психотропных веществ

 

Согласно плану работы

Зам.директора по учебно-воспитательной деятельности,

Начальник отдела по ВР и ДО,

Социальные педагоги,

Психологи,

Кураторы групп,

Педагоги дополнительного образования,

Родители и другие заинтересованные лица.

ДНД колледжа совместно с сотрудниками МО МОВД

 

·          

·         «Профилактика курения»

Согласно плану работы

Кураторы, социальные педагоги; психологи.

·         Профилактические мероприятия по проблемам ВИЧ/СПИДа

·         «Как сказать нет!»

·         «Есть о чем подумать!»

·         «ВИЧ, СПИД пути заражения»

·         «Куда приводят мечты?»

Второй и четвертый четверг месяца

Специалисты   «Центр СПИД»

·         Круглый стол с волонтерами, активистами и лидерами студенческого самоуправления.

·         Профилактические мероприятия со студентами «группы риска»

Согласно плану работы

Специалисты «УФСКН по ХМАО – Югре».

·          

·         О пагубном влиянии табакокурения, алкоголя, наркотиков

Согласно плану работы

Специалисты    «Клинического психоневрологического диспансера».

·         «О вреде ранней половой жизни, не планируемой беременности и ранних абортов»

Согласно плану работы

Специалисты     «ОКБ»

Правовой всеобуч:

«Что ты должен знать об УК РФ»                                                   «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

·         «Знаешь ли ты свои права и обязанности»

·         «Культура поведения и административное право»

·         Экскурсии в ИВС

 

Согласно плану работы

Специалисты     «ОДН МОВД»

 

 

Соц. педагог

Структуры дополнительного образования:

·         Студии, секции

·         Клубы по профессиональным интересам

·         Военно-прикладные виды спорта

·         Научное студенческое общество

·         Экскурсии, турпоходы

·         Временная трудовая занятость через ООО «СтудСтройСервис»

Студенческое самоуправление:

·         Студенческие советы в общежитиях

·         Мероприятия и акции в учебных корпусах и общежитиях

·         Привлечение студентов к волонтерской деятельности

·         Помощь студентам, проявляющим признаки саморазрушительного поведения по принципу «равный-равному»

·          

 

Согласно плану работы

 

Специалисты системы дополнительного образования и временной трудовой занятости.

 

Воспитатели общежитий

 

4.Работа с родителями и лицами их заменяющими

Родительский лекторий:

·         Возрастные психолого-педагогические особенности подросткового и юношеского возраста

·         Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки

·         Тревожность и её влияние на развитие личности

·         Трудный возраст или советы родителям

·         Чем и как увлекаются подростки

·         Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества

·         Уголовная ответственность несовершеннолетних

·         Опросник для родителей – диагностика нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причин

·         Опросник родительского отношения (А.Варга, В.Столин)

Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

 

по плану, по запросу

 

Зам.директора по учебно-воспитательной деятельности,

Начальник отдела по ВР и ДО

Социальные педагоги,

Психологи,

инспектор ОДН.

 


 


Критерии отслеживания эффективности программы

 Отслеживание эффективности всей программы

- положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в КДН;

- сокращение количества административных правонарушений, совершаемых студентами колледжа;

- уменьшение количества причин , по которым студенты попадают в «группу риска»;

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы

-проведение анкетирования, опросов участников (студентов, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и обучающихся в мероприятия.

Конечный результат реализации программы

Преодоление тенденции роста числа правонарушений среди обучающихся колледжа, создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе.

 

 

Опубликовано: 12.07.2018 11:41        Обновлено: 12.07.2018 11:41