Размер:
Цвет:

Депобразования и молодежи Югры

Выступление

Забайкина Геннадия Михайловича,

заместителя директора – начальника Управления

молодежной политики и воспитания детей

Департамента образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

28 февраля 2019 года, г. Ханты-Мансийск

 

О нормативном правовом, финансовом, организационном и медицинском обеспечении детской оздоровительной кампании 2019 года

 

I

Организация отдыха, оздоровления, занятости детей является неотъемлемой частью социальной политики государства. Это «зона» особого внимания к ребенку, его социальная защита, время оздоровления. 

В целях дальнейшего совершенствования системы отдыха и оздоровления детей в период проведения детской оздоровительной кампании 2019 года, Депобразования и молодежи Югры определены следующие приоритетные задачи:

1. Обеспечение комплексной безопасности пребывания детей в организациях отдыха детей и оздоровления всех типов, в том числе на спортивных площадках, во время проведения экскурсионных мероприятий и купания детей, а также в период осуществления перевозки организованных групп детей.

2. Обеспечение охвата детей организованными формами отдыха и оздоровления не ниже уровня 2018 года.

3. Обеспечение объема финансирования мероприятий по отдыху и оздоровлению детей не ниже объемов, направленных на данные цели в 2018 году.

4. Сохранение и развитие инфраструктуры детского отдыха (с учетом применения государственно-частного партнерства).

5. Обеспечение организаций отдыха и оздоровления детей профессиональными кадрами соответствующей квалификации.

6. Продолжение опыта организации профильных смен туристско-краеведческой, военно-патриотической направленностей, Российского движения школьников, в том числе на базе палаточных лагерей.

7.Организационно - методическое и информационное сопровождение детской оздоровительной кампании.

 

II

Общий объем средств, предусмотренных в 2019 году на организацию отдыха и оздоровления детей, проживающих в автономном округе, составляет 2 351,0 млн. рублей, что на 0,3% больше по сравнению с 2018 годом (в 2018 году – 2 349,0 млн. рублей), в том числе:

 

№ п/п

Источники финансирования

2018 год

(млн. руб.)

2019 год (млн. руб.) планы

Изменения, в тыс. руб.

1

Средства автономного округа

890,5

890,7

+0,2

2

Средства муниципальных образований

321,0

321,1

+0,1

3

Средства программы «Сотрудничество»

15,6

15,6

-

4

Средства Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре

17,4

16,0

-1,4

5

Внебюджетные источники (средства спонсоров, предприятий, родителей, профсоюзных организаций)

1 104,8

1 107,6

+2,8

 

Итого:

2 349,3

2 351,0

+1,7

Основная доля бюджетных ассигнований 62,5 % или 557,5 млн. рублей направлена в бюджеты муниципальных образований автономного округа:

379,0 млн. рублей – субвенция на организацию отдыха и оздоровления детей школьного возраста, в том числе в этнической среде;

178,5 млн. рублей – субсидия на организацию питания в лагерях с дневным пребыванием детей, палаточных лагерях.

 

III

Согласно предварительной информации органов местного самоуправления, объем средств местных бюджетов на организацию отдыха и оздоровления детей в 2019 году составляет 321,1 млн. рублей (на уровне 2018 года).

Увеличение средств местного бюджета в 2019 году по сравнению с 2018 годом отмечается в 14 муниципальных образованиях:

 

№ п/п

Муниципальные образования

2018 год

(тыс. руб.)

2019 год

(тыс. руб.)

Изменения, в %

1

город Урай

7336,4

9950,5

36%

2

город Лангепас

12884,0

15763,6

23%

3

Советский район

12330,47

15000,0

22%

4

город Пыть-Ях

3830,0

4665,5

22%

5

город Когалым

15820,8

17833,2

13%

6

город Радужный

7652,44

8200,0

8%

7

Березовский район

1737,8

1816,0

5%

8

город Сургут

30737,2

31856,33

4%

9

город Покачи

5417,07

5610,77

4%

10

Белоярский район

15270,17

15579,7

2%

11

Нижневартовский район

16698,3

16900,0

2%

12

город Нягань

12375,5

12616,2

2%

13

город Мегион

26622,9

26700,0

1%

14

Сургутский район

25057,48

25100,0

1%

Наибольшее увеличение средств местного бюджета: город Урай (36%), город Лангепас (23%), Советский район (22%), город Пыть-Ях (22%), город Когалым (13%), город Радужный (8%).

 

На уровне 2018 года – в 5 муниципальных образованиях: в Кондинском, Нефтеюганском, Октябрьском районах, городах Нижневартовске, Нефтеюганске.

Снижение планируемых объемов финансирования по сравнению с 2018 годом наблюдается в 3 муниципальных образованиях:

на 16 % - в городе Ханты-Мансийске (По результатам проверки Счетной палаты города Ханты- Мансийска (Акт проверки № 137 от 06.07.2018 г), в проверяемый период 2017 год, были выявлены нарушения при реализации мероприятий из средств, выделенных по муниципальной программе: " Развитие образования в городе Ханты-Мансийске на 2016-2020 годы" В 2017 году осуществлялись расходы, не относящиеся к решению целей и не влияющие на достижение результатов, поставленных мероприятиями программы по организации отдыха и оздоровления детей (ст.34 БК РФ) и не удовлетворяющие направлениям расходования бюджетных средств. При составлении проекта бюджета на 2019 год, были учтены замечания Счетной палаты города Ханты-Мансийска, в связи с чем, мероприятия не относящиеся к организации отдыха детей во время каникул, перенесены на основное мероприятие п. 1: "Развитие системы дошкольного и общего образования" (0709) муниципальной программы: " Развитие образования в городе Ханты-Мансийске на 2018-2025 годы", в размере 3 121,9 тыс. рублей, с целью их эффективного использования и реализации в соответствии с поставленными целями и задачами);

на 11 % - в Ханты-Мансийском районе (увеличение планируется при очередной корректировке бюджета Х-М района на ближайшем заседании Думы);

на 8 % - в г. Югорске (увеличение планируется при очередной корректировке бюджета Х-М района на ближайшем заседании Думы).

Предлагаю муниципальным образованиям: городам Ханты-Мансийск, Нефтеюганск, Югорск, Ханты-Мансийский район обеспечить доведение бюджетных ассигнований из местного бюджета на детскую оздоровительную кампанию 2019 года не ниже уровня 2018 года.

 

IV

Согласно информации органов местного самоуправления автономного округа общая численность детей школьного возраста по состоянию на 01.01.2019 года составляет 248 144 ребенка.

В 2019 году организованными формами отдыха и оздоровления, в том числе малозатратными формами отдыха и оздоровления, занятостью планируется охватить не менее 98% детей в возрасте от 6 до 17 лет (включительно) или 243 182 ребенка (на уровне 2018 года).

     Организованными формами отдыха и оздоровления планируется охватить 41 515 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (на уровне 2018 года) (62 % от общей численности 66 960).

Всего в организациях отдыха детей и их оздоровления планируется оздоровить 147 003 ребенка, что выше на 1 403 ребенка или 1% по сравнению с 2018 годом (145 600), из них:

в организациях отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории автономного округа – 102 833 ребенка, что выше на 2% по сравнению с 2018 годом (101 310 детей);

в организациях отдыха детей и их оздоровления, расположенных в климатически благоприятных регионах России – 44 170 детей
(на уровне 2018 года).

Увеличение показателя охвата детей, планируемых к оздоровлению в детских оздоровительных организациях, по сравнению с 2018 годом отмечается в 9 муниципальных образованиях:

 

 

№ п/п

Наименование

муниципального образования

Количество детей, отдохнувших в 2018 году (чел.)

Количество детей, планируемых

к оздоровлению в 2019 году (чел.)

Изменение

в %

чел.

1

город Когалым

3088

3428

11%

+340

2

город Югорск

4405

4728

8%

+323

3

город Нягань

4311

4541

6%

+230

4

Кондинский район

3601

3750

5%

+149

5

Советский район

4863

5107

5%

+244

6

Сургутский район

14872

15603

5%

+731

7

город Радужный

3977

4066

3%

+89

8

город Сургут

22624

23265

3%

+641

9

Белоярский район

3597

3610

1%

+13

         Наибольшее увеличение показателя охвата детей наблюдается в 3 муниципальных образованиях: город Когалым (11%), город Югорск (8%), город Нягань (6%).

На уровне 2018 года показатель охвата детей в 12 муниципальных образованиях: города Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Покачи, Пыть-Ях, Урай, Ханты-Мансийск, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Ханты-Мансийский районы.

Уменьшение показателя охвата детей, планируемых к оздоровлению в детских оздоровительных организациях, по сравнению с 2018 годом отмечается в Березовском районе:

 

№ п/п

Наименование

муниципального образования

Количество детей, отдохнувших в 2018 году (чел.)

Количество детей, планируемых

к оздоровлению в 2019 году (чел.)

Изменение

%

чел.

1

Березовский район

3036

2080

-46

-956

Причина снижения охвата – отсутствие смен в лагерях с дневным пребыванием в весенний, осенний период (в 2018 году охват увеличен за счет организации коротких смен в осенний, летний, весенний периоды). В 2019 году будут смены только в летний период по 21 день. Отсутствие финансирования.

 

Важно не только сохранить охват детей организованными формами отдыха и оздоровления на уровне предыдущих лет, но и стремиться его увеличить.

Предлагаю Березовскому району разработать план мероприятий по обеспечению охвата детей отдыхом и оздоровлением не ниже уровня 2018 года.

V

В 2019 году на территории Югры планируется деятельность 603 организаций отдыха и оздоровления детей с охватом 102 833 ребенка, что больше на 6 лагерей и 1 523 ребенка (в 2018 году – 597 лагерей с охватом 101 310 детей).

 

Типы лагерей

Количество лагерей

изм-е (ед.)

Охват детей

изм-е

(чел.)

в 2018 году

план на 2019 год

 

в 2018 году

план на 2019 год

Загородные оздоровительные лагеря

6

6

-

3432

3693

+261

Лагеря с дневным пребыванием детей

498

504

+6

91061

92886

+1825

Лагеря с круглосуточным пребыванием

3

3

-

489

402

-87

Палаточные лагеря

57

52

-5

3665

3152

-213

Лагеря труда и отдыха

32

37

+5

2005

2040

+35

Лагеря на базе санаториев

1

1

-

658

660

+2

Итого:

597

603

+6

101 310

102 833

1 523

 

В целом региональная сеть организаций отдыха детей и их оздоровления по типам лагерей сохраняется.

Впервые в 2019 году планируется открытие:

лагеря труда и отдыха на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр Поиск» (Березовский район);

лагеря с круглосуточным пребыванием детей на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа» п.Луговской (Ханты-Мансийский район);

палаточного лагеря на базе «Центр спортивной и военно-патриотической подготовки детей и молодежи» (город Лангепас);

палаточного лагеря на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6» (город Радужный).

VI

Приоритетным направлением детской оздоровительной кампании 2019 года остается развитие и совершенствование системы военно-патриотического, нравственного воспитания детей, формирования устойчивой гражданской позиции, знания детей по вопросам туризма,  краеведения, охраны природы.

В 2019 году планируется организация:

40 тематических профильных смен в рамках Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» с планируемым охватом 2688 детей (в 2018 году 36 смен с охватом 2 524 ребенка);

35 тематических смены в рамках Российского движения школьников на базе лагерей с дневным пребыванием детей с планируемым охватом - 2 600 детей (на уровне 2018 года);

180 профильных смен туристско-краеведческой направленности с планируемым охватом 4 457 детей (в 2018 году 177 смен с охватом 4 445 детей).

Считаю данное направление актуальным и предлагаю его дальше развивать.

VII

Важным направлением в сфере отдыха и оздоровления детей является развитие государственно-частного партнерства, привлечение сектора негосударственных (немуниципальных) поставщиков, частных инвестиций           в сектор детского отдыха и оздоровления.

В 2019 году в автономном округе запланирована деятельность 31 лагеря, организованных негосударственными (немуниципальными) поставщиками в 15 муниципальных образованиях автономного округа (Белоярский, Березовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Сургутский районы, города Лангепас, Нефтеюганск, Нижневартовск, Сургут, Покачи, Радужный, Ханты-Мансийск, Урай, Югорск), с планируемым охватом 2900 детей.

Впервые в 2019 году с привлечением негосударственного (немуниципального) сектора планируется организация 7 лагерей, в том числе:

5 лагерей с дневным пребыванием детей, организуемых православными храмами на базе общеобразовательных учреждений Нижневартовского района;

1 лагеря с дневным пребыванием детей, организуемого индивидуальным предпринимателем (ИП Рогов Дмитрий Вячеславович) на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Междуреченская средняя общеобразовательная школа», Кондинский район;

1 палаточного лагеря, организуемого автономной некоммерческой организацией «Центр личностного развития «Югра», город Радужный.

Предлагаю органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа продолжить работу по привлечению негосударственных (немуниципальных) поставщиков в сферу организации отдыха и оздоровления детей в автономном округе.

 

VIII

В период проведения детской оздоровительной кампании особое внимание всем необходимо уделить вопросу обеспечения комплексной безопасности детей: пожарной, антитеррористической, соблюдению требований санитарных норм и правил.

Органами исполнительной власти, надзорными органами, органами местного самоуправления (в рамках полномочий) заблаговременно должны проведены контрольные мероприятия, направленные на повышение уровня обеспечения безопасности отдыха и оздоровления детей в организациях отдыха детей и их оздоровления.

         Обращаю внимание на обязательное устранение недостатков и нарушений, выявленных в 2018 году по итогам выезда рабочей группы межведомственной комиссии по организации отдыха и оздоровления детей, а также по итогам проверок детских оздоровительных организаций надзорными органами автономного округа.

В целях ознакомления с системой организации отдыха, оздоровления и занятости детей, оценки ее эффективности, оказания консультативной и методической помощи по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей Депобразования и молодежи Югры сформирован график выезда межведомственной рабочей группы в муниципальные образования автономного округа в летний период детской оздоровительной кампании 2019 года.

Рабочей группой планируется выезд в муниципальные образования: Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский район, город Нефтеюганск и Нефтеюганский район.

Предлагаю утвердить указанный график протокольным решением.

IX

         В соответствии с Федеральными законами от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2011 года №482-п «Об исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)» планируется осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

         Прокуратурой автономного округа согласован план проведения плановых проверок регионального государственного контроля (надзора) в сфере организации отдыха и оздоровления детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2019 год.

         План размещен на сайте Депобразования и молодежи Югры в разделе «Государственный региональный контроль (надзор)».

В план включены следующие организации отдыха детей и их оздоровления:

- лагерь с круглосуточным пребыванием детей на базе муниципального автономного учреждения физической культуры спорта Белоярского района База спорта и отдыха Северянка (Белоярский район) - июнь;

- специализированный профильный спортивно-оздоровительный лагерь круглосуточного пребывания Олимпия муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по зимним видам спорта Кедр (Сургут) - июль;

- муниципальное автономное учреждение детский спортивно-оздоровительный лагерь «Окуневские зори» (Советский район) - август.

Проведение в 2019 году контрольных мероприятий предусматривает осуществление документарной проверки деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления в соответствии с перечнем вопросов, утвержденных приказом Депобразования и молодежи Югры от 19.07.2018 № 1050 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для использования при проведении плановых проверок в рамках регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей».

Приказом Депобразования и молодежи Югры от 7 февраля 2019 года №123 утверждены документы, регламентирующие профилактическую работу по предотвращению нарушений обязательных требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей, в том числе руководство по соблюдению обязательных требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Приказы также размещены на официальном сайте Департамента образования и молодежи Югры в разделе «Государственный региональный контроль (надзор)».

Прошу ознакомиться с указанными приказами, а также ознакомить руководителей организаций отдыха детей и их оздоровления.

X

         В целях своевременного реагирования при возникновении чрезвычайной ситуации (происшествия) в организациях отдыха детей и их оздоровления автономного округа и за его пределами, несчастного случая с детьми в период их пребывания в организациях отдыха и оздоровления, организации взаимодействия заинтересованных организаций и учреждений по урегулированию сложившейся ситуации Департаментом образования и молодежи Югры разработан порядок информирования Межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления, занятости детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о чрезвычайных ситуациях (происшествиях) и несчастных случаях с детьми в период их пребывания в организациях отдыха и их оздоровления на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и за его пределами.

При возникновении чрезвычайной ситуации (происшествия), несчастных случаев с детьми и внештатных ситуаций в организациях отдыха детей и их оздоровления муниципальные комиссии по организации отдыха и оздоровления детей, исполнительные органы государственной власти, являющиеся ответственными исполнителями мероприятий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, незамедлительно доводят информацию заместителю председателя комиссии по организации отдыха, оздоровления, занятости детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры посредством смс-сообщения, а также информируют территориальные отделы УМВД, МЧС, Роспотребнадзора (в соответствии с характером происшествия).

Предлагаю протокольным решением сегодняшнего заседания утвердить указанный порядок.

Рекомендую: исполнительным органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – автономный округ), являющимся ответственными исполнителями мероприятий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, УМВД России по автономному округу, Главному управлению МЧС России по автономному округу, Управлению Роспотребнадзора по автономному округу, исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления муниципальных образования автономного округа руководствоваться указанным Порядком, а также разработать муниципальные порядки информирования.

 

XI

В целях изучения удовлетворенности деятельностью организаций отдыха детей и их оздоровления и качеством предоставляемых услуг Департаментом образования и молодежной политики разработаны типовые формы анкет для детей (участников лагерей) и их родителей (законных представителей).

Предлагаю протокольным решением сегодняшнего заседания утвердить типовые формы анкет.

         Рекомендую: исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по окончанию каждой оздоровительной смены проводить опрос детей, посетивших организации отдыха детей и их оздоровления, и их родителей (законных представителей) с целью проведения дальнейшего анализа качества услуг по отдыху и оздоровлению детей, предоставленных в период детской оздоровительной кампании, а также обеспечить своевременное принятие мер по устранению недостатков и замечаний по итогам проведенного анализа анкетирования.

 

XII

        В апреле 2019 года Депобразования и молодежи Югры в городе Ханты-Мансийске планируется проведение учебно-методического семинара для секретарей муниципальных межведомственных комиссий по организации отдыха, оздоровления, занятости детей, организаторов отдыха и оздоровления детей, руководителей и специалистов, привлекаемых к работе в детские оздоровительные лагеря по вопросам, связанных с организацией отдыха и оздоровления детей, разработкой и внедрением модульных программ, с проведением мастер-классов. Программа семинара будет направлена в адрес уполномоченных органов в сфере организации отдыха и оздоровления дополнительно.

 

XIII

Заканчивая свое выступление, хочу сказать, что только при совместной заинтересованности и общими усилиями мы сможем организовать отдых наших детей на достойном уровне. Хочется пожелать выдержки и успехов в работе. Спасибо всем за внимание!

 

СПРАВОЧНО:

В рамках реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 октября 2018 года № 338-п, в 2019 году Депобразования и молодежи Югры запланирован отдых и оздоровление 582 детей, проявивших способности в сфере образования (в 2018 году – 419 детей), из них:

420 детей - во Всероссийских детских центрах «Орленок», «Смена», «Артек» (в 2018 году – 234 ребенка);

162 ребенка – в организациях отдыха детей и их оздоровления, расположенных в Крыму (в 2018 году – 185 детей).

Также в летний период 2019 года на базе специализированных (коррекционных) образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в ведении Департамента образования и молодежной политики автономного округа в 7 муниципальных образованиях автономного округа (города Мегион, Нягань, Нижневартовск, Радужный, Кондинский, Березовский, Сургутский районы) планируется организация 8 лагерей с дневным пребыванием детей.

Планируемый охват детей отдыхом и оздоровлением в указанных лагерях составит 284 ребенка (в 2018 году - 281 ребенок).

Объем средств, предусмотренный в 2019 году в бюджете автономного округа на организацию питания детей в указанных лагерях, составляет 1 394,5 тыс. рублей.

 

По состоянию на 28.02.2019 г.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре проживают                   248 144 (2018 год - 244 744) детей школьного возраста.

На организацию отдыха и оздоровления детей по состоянию на 28.02.2019 израсходованы денежные средства в размере 12 474,67 тыс. рублей, из них:

средства автономного округа – 343,87 тыс. рублей;

средства местных бюджетов – 6 037,48 тыс. рублей;

средства родителей – 5 993,48 тыс. рублей;

средства спонсоров – 99,85 тыс. рублей.

По состоянию на 28.02.2019 в муниципальные уполномоченные органы по организации отдыха и оздоровления детей поступили 3 749 заявки от родителей (законных представителей), из них: 564 – на организацию отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В детские оздоровительные организации в период с 01.01.2019 по 28.02.2019 направлены на отдых и оздоровление 2 111 детей, в том числе 181 ребенок, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В период с 01.01.2019 по 27.02.2019 на территории Ханты - Мансийского автономного округа – Югры функционировали 4 оздоровительных организации, из них:

3 загородных оздоровительных лагеря с охватом 468 ребенок;

1 лагерь с дневным пребыванием детей с охватом 120 детей.

В детских оздоровительных организациях, расположенных в климатически благоприятных регионах России и за ее пределами, за отчетный период отдохнули 996 детей.

По состоянию на отчётную дату проблемные ситуации, связанные с получением гражданами путёвок, режимом работы органов, ответственных за приём документов, наличием очередей при подаче гражданами заявлений на приобретение путёвки, не зафиксированы.

Опубликовано: 04.03.2019 14:45        Обновлено: 04.03.2019 14:48